[Домой| Юридическая информация | Найти ]

Глоссарий


M

m. См. meter.

MAC. (1.) См. medium access control. (2.) Mandatory Access Control - Обязательное управление доступом.

machine execution state. Состояние выполнения машины. Состояние, означающее, что машина выключена, загружается или работает. Одно из двух возможных состояний машины.

machine instruction. (1.) Двоичное значение, указывающее процессору, какую операцию следует выполнить. Компиляторы и ассемблеры преобразуют инструкции исходного кода в машинные инструкции. (2.) Инструкция на машинном языке. Синоним терминов computer instruction и computer language.

machine language. Машинный язык. Язык, инструкции на котором компьютер может выполнять непосредственно, без промежуточного преобразования. Окончательный результат процесса компиляции, загрузочный модуль, содержит инструкции на машинном языке. Синоним термина computer language.

machine object. Экземпляр машины. Запись в базе данных Управления сетевой установкой, содержащая информацию о конфигурации машины.

machine state. Состояние машины. Машина может находиться в состоянии выполнения и в состоянии управления.

machine word. Машинное слово. Синоним термина word. См. также computer language.

macro. (1.) Метка, определенная в начале программы или файла. Затем эту метку можно использовать вместо значения, присвоенного ей при определении. (2.) Имя или метка, используемые вместо других имен. (3.) Последовательность инструкций или операторов, которую макрогенератор выполняет вместо макрокоманды. (4.) Набор операторов, определяющих имя, формат и условия преобразования одного исходного оператора в последовательность операторов на языке ассемблера. (5.) Последовательность команд отладчика для языка Ada, выполняемая в заданном порядке при вызове макроопределения. С помощью макроопределений можно определять новые команды отладчика и работать с ними. См. также routine, statement function и subroutine.

macro call. Вызов макроопределения. Инструкция, которая запускает выполнение заранее определенной последовательности инструкций на том же исходном языке.

macro instruction. Макрокоманда. См. macro call и macro.

macro processor. Макропроцессор. Программа, преобразующая макрокоманды в указанные значения.

magic number. Сигнатура. Числовая или строковая константа в файле, обозначающая его тип.

mail. Почта. Переписка в форме сообщений, передаваемых между рабочими станциями в сети. Синоним термина electronic mail.

mail box. Почтовый ящик. Область памяти в сети, в которую помещаются сообщения, адресованные конкретному пользователю.

mail drop. Буфер почты. Файл, в который первоначально помещаются принятые сообщения.

Mailer. Почта. В CDE - приложение, позволяющее отправлять, получать и составлять сообщения электронной почты.

mailer. Почтовая программа. Программа доставки электронной почты.

mailer container. Почтовый контейнер. В CDE - почтовый ящик для электронной почты и регистрационная система, в которой хранятся все такие сообщения. После того как сообщение помещено в этот контейнер, пользователь может прочитать, изменить, удалить, напечатать, переслать его, ответить на него и включить фрагменты его текста в другое сообщение.

Mailer control. Значок Почта. В CDE - значок на Передней панели, с помощью которого можно запустить приложение Почта. При перетаскивании файла мышью на этот значок файл загружается в окно составления почтового сообщения.

main. В языке FORTRAN - имя основной программы по умолчанию, если программист не указал его явно.

main function. Функция main. Функция с идентификатором main. В каждой программе на языке C должна быть одна и только одна функция с именем main. Эта функция является основной процедурой программы на языке С.

Main Panel. Основная панель. В CDE - часть Передней панели, не занятая вложенными панелями.

main program. (1.) Блок программы, получающий управление сразу после ее запуска, в отличие от subprogram. (2.) Программа, которая основные функции выполняет сама, а остальные - с помощью процедур, передавая им управление.

main storage. (1.) Область памяти, адресуемая программами. Хранящиеся в ней инструкции и данные можно загружать для дальнейшей обработки непосредственно в регистры. Синоним термина system memory. (2.) Часть внутренней памяти процессора, в которую необходимо загрузить инструкции и данные для обработки. (3.) Часть процессорного блока, в которой выполняются программы.

mainframe. Мейнфрейм. Большая вычислительная система, в особенности та, к которой можно подключить другие компьютеры, которые будут пользоваться ее ресурсами. Термин обычно относится только к аппаратному обеспечению.

maintenance analysis procedure (MAP). Процедура анализа обслуживания. Документация, которой пользуются инженеры заказчика и сотрудники сервисного представительства при ремонте оборудования. MAP состоит из вопросов, на которые нужно давать ответы "да-нет", и процедур локализации неполадок.

maintenance level update. Обновление уровня обслуживания. Обновления (исправления и дополнения), необходимые для обновления Базовой операционной системы (BOS) или дополнительного программного продукта до текущей версии. См. также service update.

maintenance mode. Режим обслуживания. Состояние, в котором возможно техническое обслуживание продукта или системы. Синоним термина service mode.

maintenance system. Служебная операционная система. Специальная версия операционной системы, которая загружается с дискеты и применяется для управления системой.

major device number. Основной номер устройства. Системный идентификационный номер, присвоенный каждому устройству или типу устройств. Основной номер устройства, вспомогательный номер устройства и номер канала в совокупности однозначно определяют аппаратное устройство. См. также minor device number.

managed children. Управляемые потомки. В Enhanced X-Windows - потомки, у которых значение в поле managed равно True. У этих потомков можно изменять размер и расположение.

managed window. См. managed children.

manager. См. device manager.

Manager class. Класс Manager. В AIXwindows - метакласс, предоставляющий ресурсы и функции для реализации таких приложений, как интерфейс клавиатуры или клавиши быстрого доступа. Этот метакласс образован из классов Core, Composite и Constraint.

mangling. Перекодирование идентификаторов. Представление идентификаторов C++ в виде имен функций и переменных, включающих информацию о типе и области действия, во время компиляции. С помощью этих имен компоновщик проверяет соответствие типов при компоновке.

manual call. Вызов вручную. В передаче данных - тип линии, в которой оператор вручную выполняет вызов по коммутируемой линии. Ср. с auto-call.

manual dialing. Набор номера вручную. Набор телефонного номера оператором для установления соединения ATE.

map. См. mapping.

MAP. См. maintenance analysis procedure.

mapped. Отображенный. В Enhanced X-Windows окно называется отображенным, если в нем выполнен вызов отображения.

mapped conversation. Отображенный диалог. Временный диалог между прикладной программой и сеансом Расширенных средств межпрограммной связи (APPC), в котором система сообщает всю информацию о протоколе. Это позволяет двум программам обмениваться записями данных любой длины и в любом формате, указанном программой передачи данных. Отображенные диалоги возможны только в сеансах LU6.2; они применяются, как правило, при работе с программами обработки транзакций. Ср. с basic conversation.

mapped file. (1.) Файл, доступ к которому может осуществляться путем прямых операций с памятью, а не путем считывания с диска. (2.) Файл на жестком диске, доступ к которому осуществляется так, как если бы он находился в оперативной памяти.

mapping. (1.) Отображение. В Enhanced X-Windows - операция вызова отображения в окне. В результате отображения окно становится видимым, если его не загораживают другие окна. (2.) Преобразование. Список, обычно в профайле, устанавливающий связь между элементами двух групп. Например, преобразование клавиатуры (называемое раскладкой) устанавливает соответствие между нажимаемыми клавишами и символами, появляющимися на экране. См. также keyboard mapping и profile.

margin. Поле. Левая или правая граница текста на экране или печатной странице.

mark block. Метка блока. В языке Pascal - заголовок динамического блока, обозначающий начало отдельной подобласти в куче.

marker. (1.) Визуальный символ в неинтерактивном окне, обозначающий положение курсора на тот момент, когда окно в последний раз было интерактивным. (2.) В компьютерной графике - специальный символ, служащий для обозначения конкретного расположения.

marshal. Выстраивание. В NCS - копирование данных в пакет Вызова удаленных процедур (RPC). Эта операция выполняется модулями stub. Ср. с unmarshal. См. также stub.

mask. (1.) Шаблон символов, который управляет сохранением, удалением или проверкой фрагментов другого шаблона символов или битов, как правило, путем применения логических операций И и ИЛИ. (2.) Маскирование. Применение маски.

master. Главная машина. Единственная машина в среде NIM, которая может выполнять удаленные команды на других машинах-клиентах NIM.

master dump table. Основная таблица дампа. Структура, содержащая записи таблицы дампа, созданные компонентами ядра. В этой таблице программа дампа выполняет поиск структур данных, которые должны быть включены в дамп.

master file. (1.) Набор постоянной информации, например, файл адресов клиентов. (2.) Файл, применяемый для определения прав доступа для данного задания и относительно постоянный (его содержимое может лишь незначительно изменяться).

master processor. Основной процессор. Процессор в многопроцессорной системе, запускаемый первым при загрузке.

master server. Главный сервер. В среде сетевой установки - сервер, который может выполнять команды на всех остальных машинах в среде. Главный сервер служит для управления сетью, клиентами и объектами ресурсов в базе данных сетевой установки.

matrix. (1.) Прямоугольный массив элементов, упорядоченный по строкам и по столбцам, с которым можно оперировать по правилам матричной алгебры. (2.) В компьютерах - логическая сеть в форме массива инструкций ввода и вывода с логическими элементами, примененными к некоторым из них. (3.) В более широком смысле - массив любого числа измерений.

matrix stack. Стек матриц. В GL - стек матриц аппаратной и программной поддержки. Верхняя матрица стека - текущая матрица преобразования, и координаты всех точек, пропускаемых через графический конвейер, умножаются на эту матрицу. Получается в результате последовательного применения текущих преобразований моделирования и просмотра. См. также current transformation matrix.

maximum transfer unit (MTU). (1.) Максимальное число байтов в дейтаграмме протокола IP. (2.) Наибольший объем данных, который может быть передан в одном кадре при работе с данным сетевым интерфейсом.

Mb. Мегабит.

MB. Мегабайт.

M-bit. M-бит. В протоколе связи X.25 - бит в пакете данных, указывающий, что пакет содержит не весь объем передаваемых данных и продолжение следует в другом пакете (если сообщение не уместилось в одном пакете).

mbuf. Буфер mbuf. Небольшой (256 байт) буфер, создаваемый системой управления буферами mbuf для различных уровней программ связи в операционной системе.

M-byte. См. megabyte.

MC. См. MCU.

MCU (MC). Memory control unit. Устройство управления памятью.

medium access control. Управление доступом к среде передачи данных. В локальной сети - протокол, управляющий связью по носителю данных передачи независимо от физических характеристик носителя. Однако при организации обмена данными между двумя станциями этот протокол учитывает топологическую структуру сети. См. также logical link control.

megabyte (MB). Мегабайт (Мбайт). Приблизительно миллион байт. Применительно к емкости памяти на полупроводниковых схемах, один мегабайт составляет два в двадцатой степени байт; в десятичной записи 1 048 576. Применительно к емкости памяти на магнитных носителях, один мегабайт составляет десять в шестой степени (1 000 000) байт.

megahertz (MHz). Мегагерц (МГц). Единица измерения частоты. Один мегагерц равен 1 000 000 герц (Гц).

member. (1.) Элемент. Объект данных в структуре, объединении или библиотеке. (2.) Синоним термина element. (3) Член. В языке C++ - объект данных или функция, входящие в структуру, объединение или класс. Члены в свою очередь могут быть классами, перечислимыми типами, битовыми полями и именами типов.

member function. Функция-член. Операторы и функции C++, объявленные членами класса. Функция-член имеет доступ к скрытым и защищенным полям данных и функциям-членам любого объекта, относящегося к этому классу. Функции-члены называются также методами (methods).

memory. (1.) Область памяти, адресуемая программами. Хранящиеся в ней инструкции и данные можно загружать для дальнейшей обработки непосредственно в регистры. (2.) Память на электронных схемах. Примеры: оперативное запоминающее устройство, постоянное запоминающее устройство, регистры. См. также storage.

memory deallocation. Освобождение памяти. Освобождение памяти, выделенной ранее для какой-либо цели.

memory dump. Дамп памяти. Способ записи состояния вычислительной системы при возникновении неполадки.

memory image. Образ памяти. Логическая схема расположения компонентов процесса в памяти.

memory leak. Утечка памяти. Программная ошибка, при которой программа выделяет память, теряет указатель на выделенную область и затем выделяет другую область памяти взамен утерянной. В программах, выполняемых длительное время, такие ошибки приводят к потере больших объемов оперативной памяти и пространства подкачки. Утечка памяти приводит к постепенному снижению производительности системы и иногда даже к сбоям программ из-за нехватки ресурсов. К особенно неприятным последствиям приводит утечка памяти в расширениях ядра, выделяющих закрепленную память.

memory load control. Управление ресурсами памяти. Средство VMM, предназначенное для определения перегрузки памяти и временного сокращения числа обрабатываемых процессов во избежание пробуксовки.

memory over-commitment. Перегрузка памяти. Состояние, при котором число страниц виртуальной памяти, используемых активными на данный момент программами, превышает число страниц физической памяти, необходимых для их загрузки. Большая или длительная перегрузка памяти приводит к снижению производительности.

menu. Меню. Список опций на экране, из которого оператор может выбрать нужную.

menu bar. Строка меню. Прямоугольная область в верхней части клиентской области в окне, содержащая заголовки стандартного выпадающего меню для данного приложения.

menu cursor. Курсор меню. В AIXwindows - курсор, определенный для данного конкретного меню. Каждому типу курсора присвоен свой идентификационный номер.

menu pane. Панель меню. Физическое окно, в котором содержится всплывающее меню со списком опций, из которых пользователь может выбрать нужную. См. также pane.

menu system. Система меню. Интерактивный пользовательский интерфейс, в котором в удобной для просмотра и выбора форме перечисляются опции программного обеспечения.

message. (1.) Системная информация, сообщающая пользователю о состоянии, которое может повлиять на последующую обработку текущей программы. (2.) Сообщение об ошибке или любая другая краткая информация, которую программа помещает в стандартную очередь сообщений об ошибках или в очередь сообщений. (3.) Информация, которую один из пользователей многопользовательской операционной системы посылает другому. (4.) Общий способ связи между двумя процессами. (5.) Набор символов и последовательностей управляющих битов, передаваемый как единое целое. (6.) Один или несколько связанных между собой блоков данных или информации вместе со связанными с ними управляющими структурами STREAMS, в которых содержится тип сообщения. Сообщения являются единственным способом связи в рамках потока.

message control block. Управляющий блок сообщения. В API X.25 - структура, служащая для обозначения типа поступившего пакета и для указания на структуру с информацией из пакета.

message queue. Очередь сообщений. Связанный список сообщений, соединенных с объектом QUEUE (очередь).

message queue ID (msqid). Идентификатор очереди сообщений. Идентификатор, присвоенный очереди сообщений для использования в рамках конкретного процесса. Аналогичен описателю файла.

message type. Тип сообщения. Определенный набор значений, определяющий содержимое сообщения.

metaclass. (1.) В AIXwindows и Enhanced X-Windows - класс объектов, который не содержит виджетов и гаджетов, но может передавать уникальный набор наследуемых ресурсов своим подклассам в иерархии классов. Каждый экземпляр подкласса виджетов обладает общими свойствами с этим классом виджетов и передает эти свойства виджетам-потомкам этого класса. В этот класс входят Core, Composite, Constraint, Primitive, Button, Manager, MenuMgr и MenuPane. (2.) В SOM - класс (class), экземпляры (instances) которого сами являются классами. В SOM любой класс-потомок SOMClass является метаклассом. Методы (methods), унаследованные классом от его метакласса, иногда называются методами класса (class methods) (в языке Smalltalk), методами построения (factory methods) (в языке Objective-C) или конструкторами (constructors). См. также class method.

metaclass incompatibility. Несовместимость с метаклассом. В SOM - ситуация, когда подкласс (subclass) не включает в себя некоторые переменные класса (class variables) или не соответствует некоторым методам класса (class methods) своих предков (ancestor classes). Эта ситуация часто встречается в системах OOP, в которых программисты могут явно указывать метаклассы (metaclasses), но невозможна в SOM, поскольку SOM автоматически предотвращает возникновение подобной ситуации путем создания и использования по мере необходимости порожденных метаклассов (derived metaclasses).

metadata. Метаданные. Структурированные данные, связанные с файловой системой, такие, как организация дерева каталогов, таблицы inode и ссылки. Метаданные - это не пользовательские данные, а информация об их структуре.

meter (m). Метр (м). Мера длины. В одном метре содержится 1,0936 ярда, 3,2808 фута или 39,3696 дюйма.

method. (1.) В Enhanced X-Windows - функции или процедуры, реализованные в самом виджете. (2.) В ODM - исполняемый код, связанный с объектом и определенный как значение дескриптора метода для этого объекта. Метод может быть командой, программой или сценарием оболочки. См. также method descriptor. (3.) Понятие в объектно-ориентированном программировании, синоним понятия member function. (4.) В SOM - сочетание процедуры (procedure) и имени, причем с одним и тем же именем может быть связано несколько различных процедур. В объектно-ориентированном программировании при вызове метода из объекта (object) этот объект выполняет специальную процедуру метода (method procedure). Установление соответствия между вызываемыми методами и выполняемыми процедурами методов называется преобразованием методов (method resolution). (В стандарте CORBA вызов метода называется "операцией" (operation)). В SOM поддерживаются два различных типа методов: статические и динамические методы. См. также static method и dynamic method.

method descriptor. Дескриптор метода. В ODM - именованная переменная типа method, служащая для определения метода или операции, связанных с объектом. Этот метод может быть любым исполняемым кодом: программой, командой или сценарием оболочки. См. также method и descriptor.

method ID. ИД метода. В SOM - числовое значение, представляющее строку, оканчивающуюся нулем, по которой SOM однозначно определяет имя метода (method). См. также somId.

method procedure. Процедура метода. В SOM - функция или процедура, написанная на любом языке программирования и реализующая метод (method) для класса (class). Процедура метода определяется реализатором класса в файле шаблона реализации (implementation template), созданном компилятором SOM (SOM Compiler).

method prototype. Прототип метода. В SOM - объявление метода (method), включающее в себя типы аргументов. Прототипы методов генерируются компилятором SOM (SOM Compiler) в шаблоне реализации (implementation template) на основании определений методов из исходного файла IDL (IDL source file). Реализатор класса на основе прототипа метода создает код соответствующей процедуры метода (method procedure). Кроме того, в прототипе метода перечислены все аргументы, необходимые для вызова метода из клиентской программы (client program), а также их типы.

method resolution. Преобразование методов. В SOM - процесс выбора конкретной процедуры метода для данного имени метода и экземпляра объекта. В результате этого процесса выбирается конкретная функция или процедура, которая реализует данный абстрактный метод тем способом, который соответствует выбранному объекту. В SOM поддерживается несколько механизмов преобразования методов, в том числе преобразование методов по смещению, преобразование методов по имени и преобразование с функцией отправки.

method table. Таблица методов. В SOM - таблица указателей на процедуры методов, реализующие методы, которые поддерживаются объектом. См. также method token.

method token. Маркер метода. В SOM - значение, определяющее метод, введенный в определении класса. Маркер метода применяется при преобразовании методов для обнаружения процедуры метода, реализующей данный метод. Существуют две основные процедуры преобразования методов: somResolve, которая получает в качестве аргументов объект и маркер метода и возвращает указатель на процедуру, реализующую указанный метод для данного объекта, и somClassResolve, которая получает в качестве аргументов класс и маркер метода и возвращает указатель на процедуру, реализующую указанный метод в экземпляре данного класса. См. также method table.

MHz. См. megahertz.

MIB Variable. Переменная MIB. Управляемый объект, определенный в Базе информации управления (MIB). Этот управляемый объект определяется по текстовому имени и соответствующему идентификатору объекта, синтаксису, режиму доступа, состоянию и описанию семантики управляемого объекта. Переменная MIB содержит нужную информацию об управлении, доступную в указанном режиме доступа.

Micro Channel architecture. Архитектура Micro Channel. Канал ввода-вывода, используемый в системных блоках POWERstation и POWERserver.

microdocument. Микродокумент. Документ в кадре, обладающий собственными свойствами, причем некоторые его компоненты являются общими с главным документом.

migration installation. Установка с миграцией. Способ обновления операционной системы до текущей версии с сохранением существующей корневой группы томов. При применении этого способа сохраняются корневая группа томов, логические тома, системные файлы конфигурации, а также файловые системы /usr, /tmp, /var и / (корневая). См. также root volume group и logical volume.

mil. Мил. Единица измерения длины, составляющая 1/1000 дюйма.

millisecond. Миллисекунда. Единица измерения времени, составляющая 1/1000 секунды.

minimally consistent. Минимально согласованный. Объект называется минимально согласованным, если он удовлетворяет набору различных условий, перечисленных ниже в определении его класса.

minor device number. Вспомогательный номер устройства. Номер, несущий различную информацию о конкретном устройстве. Например, этот номер может выделять конкретный принтер из всех принтеров данного типа. См. также major device number.

mirroring. Зеркальное отображение. Создание зеркального образа примитива.

mixed string. Смешанная строка. Строка, в которой присутствуют символы как из набора двухбайтовых (DBCS), так и из набора однобайтовых (SBCS) символов.

mm. (1.) Пакет макроопределений для подготовки электронных публикаций, поддерживающий команды eqn и troff или же команды neqn и nroff, а также составление аннотаций, указание ссылок, составление предметного указателя и работу с таблицами (команда tbl). (2.) Миллиметр.

mnemonic. (1.) Символ, упрощающий запоминание данного обозначения. (2.) Поле в инструкции на языке ассемблера, содержащее акроним или аббревиатуру для машинной инструкции. (3.) В CDE - подчеркнутый (один) символ в имени команды. Можно запустить команду, введя этот символ с клавиатуры. Чаще всего мнемонические символы применяются в командах меню, однако назначить такую клавишу можно и для других кнопок.

mnemonic overstrike. Наложение символов. Способ печати нестандартных символов, при котором один символ печатается на бумаге поверх другого.

modal. Модальное состояние. Состояние, в котором данные, введенные с клавиатуры или с помощью мыши, появляются во вспомогательном окне, а не в основном.

modal dialog. Модальный диалог. В AIXwindows - виджет Dialog, прерывающий рабочий сеанс для запроса данных от пользователя.

modal interaction. Модальное взаимодействие. Связь между отдельными режимами или функциями.

modal pop-up. Модальное всплывающее окно. В Enhanced X-Windows - окно, которое обычно не распознается Администратором окон и становится доступным только после его отключения. Это окно служит для запрета обработки пользовательских событий, за исключением тех, что происходят в окне диалога.

mode. (1.) Способ действия. (2.) В передаче данных SNA - набор правил и протоколов, применяемых в данном сеансе. (3.) Для адаптера M-Video Capture Adapter - способ обработки, например, копирование с перекрытием. (4.) В языке Ada - одно из свойств параметра (см. parameter).

model number. Модельное число. В языке Ada - значение типа real, имеющее точное представление. Операции над числами типа real определяются как операции над модельными числами этого типа. Свойства модельных чисел и операций над ними - это минимальный набор свойств, присущий всем реализациям типа real.

modeless dialog. Диалог без переключения режима. В AIXwindows - виджет Dialog, который запрашивает данные от пользователя, не прерывая рабочего сеанса.

modeless pop-up. Обычное всплывающее окно. В Enhanced X-Windows - обычное видимое окно, управляемое Администратором окон.

modeling coordinates, modeling space. Координаты моделирования, пространство моделирования. В GL - координатная система, в которой изображаются все примитивы. Пользователь может выбрать расположение и ориентацию пространства моделирования с учетом необходимых преобразований, таких как повороты, масштабирование, обобщенные преобразования и т.д. Соотношение между координатами моделирования и мировыми координатами определяется матрицей моделирования. Координаты моделирования очень удобны при изображении сложных или повторяющихся композиций. Например, можно один раз определить объект в координатах моделирования и затем многократно изображать его, перемещая координаты моделирования по мировому пространству. См. также eye coordinates, screen coordinates, world coordinates, and transformation.

modem(modulator-demodulator). Модем (модулятор-демодулятор). Устройство, преобразующее цифровые данные, поступающие из компьютера, в аналоговые сигналы для передачи по телефонной линии, а принятые аналоговые сигналы - в цифровые данные для обработки на компьютере.

modem eliminator. Нуль-модем. Устройство для соединения компьютеров, подключаемое напрямую к портам компьютеров с помощью провода и коннектора со специальным расположением контактов. При использовании двух устройств в качестве терминального оборудования (DTE) сигналы по соединяющему их кабелю передаются и принимаются с помощью нуль-модема. Синоним термина null modem.

mode name. (1.) Имя записи в таблице режимов входа в систему. (2.) В SNA - идентификатор набора правил и протоколов, применяемых в данном сеансе.

mode word. Слово режима. Поле i-узла, в котором описываются его тип и состояние.

modification number. Номер модификации. Уровень модификации программы. Различные уровни модификации отличаются друг от друга изменениями, не влияющими на пользовательский интерфейс. Уровни версии, выпуска, модификации и исправления включают в себя program level (уровень программы), fix number (номер исправления), release number (номер выпуска) и version number (номер версии).

modifier. (1.) Слово или число, служащее для выполнения инструкции, отличной от исходной. Таким образом, с помощью модификаторов можно заставить одну и ту же инструкцию при нескольких обращениях выполнять различные операции. (2.) В SOM - любой оператор из набора операторов, управляющих реализацией классов (class), атрибутов (attribute) или методов (method). Модификаторы можно определить в операторе реализации (implementation statement) исходного файла IDL (IDL source file) SOM. Оператор реализации представляет собой расширение спецификации CORBA, применяемое только в SOM. [Пользователь может определять свои модификаторы для пользовательских эмиттеров или для Хранилища информации об интерфейсах (Interface Repository), обращение к которому осуществляется с помощью Среды хранилища информации об интерфейсах (Interface Repository Framework).]

modifier key. Клавиша-модификатор. В CDE - клавиша, которая, будучи нажатой, изменяет действие других клавиш или кнопок мыши. Примеры: Control, Alt и Shift.

modifier keys. Клавиши-модификаторы. В Enhanced X-Windows - клавиши Shift, Shift Lock, Control, Alt, Caps Lock и Meta.

modulation. Модуляция. Изменение частоты или амплитуды сигнала по частоте или амплитуде другого сигнала.

modulator-demodulator. См. modem.

module. (1.) Отдельный программный блок, обычно предназначенный для выполнения одной или нескольких функций. Модули - это отдельно компилируемые процедуры и вызывающие программы, из которых затем компоновщик собирает всю программу. (2.) В языках программирования - языковая конструкция, состоящая из объявлений процедур или данных и взаимодействующая с другими подобными конструкциями. (3.) Отдельный аппаратный блок, предназначенный для совместной работы с другими компонентами. (4.) Синоним термина program unit. (5.) См. также run file. (6.) Программное обеспечение для обработки сообщений, которыми обмениваются заголовок потока и драйвер. В STREAMS модуль дополняет команды конвейера потока, за исключением случая, когда модуль содержит пару функций, обеспечивающих возможность независимой двусторонней (по течению и против течения) передачи и обработки данных. (7.) В SOM - организационная структура, которая должна присутствовать в исходном файле IDL (IDL source file), содержащем объявления интерфейсов (interface declarations) для двух (или более) классов, не образующих пару класс-метакласс. Подобные интерфейсы (interfaces) должны быть сгруппированы в объявлении модуля. См. также object module.

MOM. См. monitor mode.

mond. См. monitor scheduling daemon.

monitor. (1.) Устройство для отслеживания и проверки операций в системе обработки данных. (2.) Функциональный блок, который отслеживает и записывает выбранные действия для их анализа в системе обработки данных. Может применяться для обнаружения значительных отклонений от нормы или для определения степени нагрузки на те или иные функциональные блоки. (3.) Синоним термина display.

monitor mode (MOM). Режим монитора. Режим, в котором прикладная программа может напрямую обращаться к адаптеру дисплея.

monitor scheduling daemon. Демон планирования монитора. Процесс, который выполняется на сервере приложений и по мере необходимости предоставляет клиентам ссылки на агенты обработки.

monochrome. Монохромный. Особый тип видеоадаптера, поддерживающий только два цвета. Некоторые монохромные адаптеры могут передавать оттенки серого цвета с помощью специального адаптера (Gray Scale Adapter).

monochrome display. Монохромный дисплей. Одноцветный дисплей. См. также gray scale.

more-data bit. См. M-bit.

mount. Монтировать. Делать файловую систему доступной.

mouse. Мышь. Ручной манипулятор. Когда пользователь перемещает мышь по плоской поверхности, указатель мыши перемещается по экрану. Перемещая мышь и нажимая ее кнопки, пользователь может выделять объекты и прокручивать изображение на экране.

mouse button 1. Кнопка 1 мыши. Левая кнопка мыши в стандартной конфигурации или правая кнопка мыши в конфигурации для левши. Первая кнопка мыши применяется, как правило, для выбора объектов; по умолчанию щелчок мышью выполняется именно первой кнопкой.

mouse button 2. Кнопка 2 мыши. На трехкнопочной мыши - средняя кнопка, на двухкнопочной - правая кнопка в стандартной конфигурации или левая кнопка в конфигурации для левши. У второй кнопки мыши существует два режима: перемещение и выбор.

mouse button 3. Кнопка 3 мыши. Правая кнопка мыши в стандартной конфигурации или левая кнопка мыши в конфигурации для левши. Третья кнопка мыши активизирует всплывающие меню.

mouse pointer. Указатель мыши. Символ на экране (в виде стрелки или руки), движущийся по экрану в соответствии с перемещениями мыши.

mouse scaling. Масштаб перемещения мыши. Отношение величины перемещения указателя мыши к перемещению самой мыши. Возможные значения - 1:1 и 2:1.

mouse threshold. Порог чувствительности мыши. Параметр операционной системы, задающий величину перемещения мыши по горизонтали или по вертикали, необходимую для перемещения указателя мыши на экране.

ms. Пакет макроопределений для обработки электронных публикаций и подготовки тезисов, выполняющий автоматическую нумерацию ссылок и библиографические функции.

msb. Most significant bit. Старший бит.

MSB. Most significant byte. Старший байт.

MS-DOS. Microsoft Disk Operating System.

msqid. См. message queue ID.

MTU. См. maximum transfer unit.

multibyte control. Многобайтовое управление. Один из двух типов управления, допустимых для данных потока символов. Синоним термина escape sequence.

multicast address. Групповой адрес. Для FDDI групповой адрес - это адрес, у которого установлен старший бит в старшем байте адреса. Групповой адрес позволяет обращаться к нескольким станциям кольца по одному адресу. При передаче пакета по групповому адресу этот пакет получают все станции с этим адресом. Иногда применяется английский термин "group address".

multidrop. (1.) Станции многоабонентской линии. Станции, подключенные к многоточечному каналу так, что несколько станций соответствуют одному расположению. (2.) Многоабонентская линия. Конфигурация сети, в которой на пути от центрального узла к конечному узлу присутствует один или несколько промежуточных узлов.

multihomed machine. Машина с несколькими сетевыми интерфейсами. Машина, на которой установлено и настроено несколько сетевых адаптеров и которой присвоено несколько имен хостов.

multihomed server. Сервер с несколькими сетевыми адресами. Сервер, на котором запущено несколько сетевых интерфейсов.

multiline. Мультилиния. Несколько линий связи.

multimode optical fiber. Многомодовый оптоволоконный канал. Оптоволоконный канал, по которому можно распространять несколько связанных мод. Ср. с single-mode optical fiber.

multiple inheritance. Множественное наследование. Прием объектно-ориентированного программирования, реализованный в C++ посредством порождения, в котором порожденный класс наследует элементы от нескольких базовых классов.

multiplex. Мультиплексирование. Передача нескольких сообщений по одному каналу одновременно или с чередованием.

multiplexed device. (1.) Устройство, которое принимает несколько входных сигналов и преобразует их в один выходной сигнал так, что каждый из входных сигналов можно восстановить. (2.) Устройство, которое может чередовать события, поступающие от нескольких процессов, или распределять события, поступающие с чередованием, по соответствующим процессам.

multiplexer. См. multiplexed device.

multipoint. Многоточечный. Относящийся к связи между несколькими станциями по одной линии связи.

multipoint link. Многоточечный контур. Контур, соединяющий несколько станций.

multitasking. Многозадачный режим. Режим работы, при котором одновременно (или с чередованием) выполняется несколько задач. Иногда употребляется английский термин "tasking".

multiuser mode. Многопользовательский режим. Режим работы, в котором несколько пользователей могут работать с процессором в данный период времени. Обычно процессор работает со всеми пользователями поочередно, если не указано обратное.

mutex. Жаргонное обозначение понятия mutual exclusion lock (взаимоисключающая блокировка). При применении этого типа блокировки доступ к блокированному ресурсу запрещается всем нитям, кроме той, что установила блокировку.

mutual exclusion mechanism. Механизм взаимного исключения. Способ предотвратить одновременное обращение двух независимо выполняемых фрагментов кода к конкретному объекту данных. Например, если в одной нити выполняется функция, вносящая изменения в общую структуру данных, то может потребоваться запретить другим нитям считывать эти данные, пока изменения не будут внесены полностью.

MVS. Multiple Virtual Storage. Виртуальная мультипамять.

MVS/TSO. Тип операционных систем для компьютеров System/370.

mwm. AIXwindows window manager. См. также window manager.


[ Страница назад | Страница вперед | Содержание | Домой| Юридическая информация | Найти ]