[Домой| Юридическая информация | Найти ]

Глоссарий


S

S-connector. Тип разъема для super-video. Аналогичен Y/C. Представляет собой 4-контактный миниразъем типа din.

S-video. Super-video. Технология повышения качества видео-изображения путем раздельной обработки сигналов Y/C перед записью на магнитную ленту или выводом на монитор.

SABM. См. set asynchronous balanced mode.

SAK. См. secure attention key.

sample rate. Синоним понятия locator sample rate.

SAP. См. service access point.

SAS. Станция с одним подключением. Станция, подключенная только к первичному кольцу через концентратор линий или к другой SAS напрямую, без концентратора.

sash. Управляющий элемент для изменения размера окна. В CDE - квадратный элемент, позволяющий изменять размер панели окна с помощью мыши. Этот элемент можно также перемещать с помощью клавиатуры.

satisfy. В языке программирования Ada - см. constraint и subtype.

saved user ID. Сохраненный ИД пользователя. ИД пользователя, который запрашивается при выполнении программы setuid. Этот ИД совпадает с именем владельца выполняемого файла. Если запущен файл, отличный от setuid, то в качестве сохраненного ИД пользователя устанавливается действующий родительский ИД пользователя.

saveset. Сохраняемая группа. Список оконных клиентов, которые не будут уничтожены при завершении соединения, а будут (при необходимости) отображены повторно. Этот список служит для сохранения окон в случае сбоя диспетчера окон.

scalability. Масштабируемость. Возможность повышения производительности путем правильной организации рабочей схемы в многопроцессорной среде.

scalar. Скаляр. Арифметический объект или объект перечислимого типа.

scalar type. Скалярный тип. Тип, определяющий переменную, которая в момент обработки содержит только одно значение. Ср. с structured type. В языке программирования Ada объект или значение скалярного типа не содержит компонентов. Скалярные значения могут быть дискретными или вещественными. Значения скалярного типа являются упорядоченными.

scale. Шкала. Приращение, применяемое в командах nroff и troff. Все поддерживаемые шкалы преобразованы в шкалу машинных единиц (u).

scale factor. (1.) Длина дробной части. Число, указывающее позицию десятичной точки в вещественном числе. (2.) Коэффициент.

scaling. (1.) Масштабирование. В компьютерной графике - увеличение или уменьшение размера показанного изображения (или выбранной его части) путем умножения его координат на некоторую константу. (2.) В языках программирования - задание в объектном коде количества десятичных позиций для константы с фиксированной или плавающей точкой. (3.) В GL - пропорциональное растяжение графического примитива вдоль оси координат.

scaling factor. Коэффициент масштабирования. Производительность рабочей схемы в многопроцессорной конфигурации, деленная на аналогичный показатель в однопроцессорной конфигурации (но не в однопроцессорной системе SMP).

scan. (1.) Просматривать. Изучать последовательно, элемент за элементом. (2.) Искать. Выполнять поиск символьной строки или синтаксической ошибки в записях.

scan code. Скан-код. Необработанный ввод с клавиатуры.

scan conversion. Преобразование графической информации. Процесс перемещения переданной приложением информации в буфер кадров в пиксельном формате.

scanline. (1.) Строка развертки. Набор пикселов или бит, показываемый в виде горизонтальной строки (координата y всех значений совпадает). Эти значения расположены по возрастанию их координаты x. В пределах одного изображения строки развертки расположены по возрастанию координаты y. (2.) Видимая строка, показываемая в результате одного горизонтального прохода электронного луча в электронно-лучевой трубке.

scanline order. Порядок строк развертки. Изображение, составленное из строк развертки, упорядоченных по возрастанию их координаты y.

scanned image. Изображение, просматриваемое последовательно, элемент за элементом.

scatter. Фрагментация. В операциях ввода и вывода - чтение данных устройства и расположение их по не смежным адресам памяти. Ср. с gather.

SCCS. См. Source Code Control System и Revision Control System.

SCCS delta. Дельта SCCS. Набор изменений, внесенных в файл SCCS. При создании новых дельт сохраняются только новые изменения.

SCCS identification (SID). Идентификатор SCCS. В SCCS - число, присвоенное каждой версии программы.

scheduling policy. Стратегия планирования. Набор правил, определяющих алгоритм передачи управления CPU новым нитям и порядок выполнения нитей.

scope. (1.) Область действия. Часть программы, в которой может применяться значение переменной. (2.) Часть программы, в которой действует объявление. Для языка программирования Ada см. declaration. (3.) Область видимости. В SOM - часть программы, в которой идентификатор является "видимым" и обозначает уникальную переменную. В SOM область видимости формируется исходным файлом IDL. Идентификатор может быть определен в области только один раз. Во вложенных областях идентификаторы могут быть переопределены. В файле .idl модули, операторы интерфейса, структуры, объединения, методы и исключения образуют вложенные области видимости.

scope of resource collection. Область сбора информации о ресурсах. В средствах управления рабочей схемой область сбора информации о ресурсах, заданная для некоторого класса, определяет применение ограничений на объем ресурсов в данном классе. Можно задать следующие области: class, process, user или group.

scope operator (::). Оператор области (::). В языке C++ определяет область действия аргумента, указанного справа. Если аргумент слева не указан, то задается глобальную область действия. Если в качестве аргумента слева указано имя класса, то это означает, что область действия соответствует данному классу.

scratch file. Пустой файл. Временный файл, существующий только во время работы использующей его программы.

screen. (1.) См. display screen. (2.) В расширенной библиотеке Curses - особый вид окна, размер которого совпадает с размером экрана рабочей станции. (3.) В Enhanced X-Windows один сервер может работать с несколькими независимыми экранами, которым обычно соответствует несколько независимых мониторов. Эта конфигурация используется в том случае, когда для работы с несколькими экранами применяется только одна клавиатура и одна мышь. Структура, содержащая информацию об экране, связана со структурой описания дисплея.

screen capture. Копия экрана. Содержимое экрана, сохраненное в текстовом или графическом формате в файле или на дискете.

screen coordinates. Координаты экрана. Система координат на экране дисплея. В GL расстояния измеряются в пикселах, точкой отсчета является левый нижний угол. В большинстве систем размер экрана равен 1024 пикселов (высота) на 1280 пикселов (ширина). При выводе графического окна выполняется преобразование нормализованных координат устройства в координаты экрана. Синоним понятия screen space. См. также eye coordinates, primitive coordinates, modeling coordinates, world coordinates и transformation.

screen lock. Блокировка экрана. В CDE - функция, блокирующая экран рабочей станции и запрещающая ввод до тех пор, пока не будет указан допустимый пароль.

Screen Saver. Заставка. В CDE - функция, отключающая дисплей рабочей станции через указанный промежуток времени или выводящая на экран различные изображения. Заставка продлевает срок службы экрана.

screen space. Синоним понятия screen coordinates.

screenmask. Маска экрана. В GL - прямоугольная область экрана, в пределах которой отображаются все элементы. Обычно это область устанавливается равной окну просмотра. Маска экрана применяется также для вырезания символов. См. также clipping.

script file. Файл сценария. В отладчике Ada - файл, содержащий последовательности команд управления отладкой. Файлы сценария применяются для больших, сложных программ, когда отладка за один сеанс невозможна.

scroll. Прокручивать. Перемещать информацию в окне по вертикали или горизонтали для просмотра данных, не поместившихся в окне.

scroll bar. Полоса прокрутки. Горизонтальная или вертикальная полоса на границе окна, служащая для просмотра информации, которая не помещается в окне. Графическое устройство, состоящее из ползунка, участка прокрутки и стрелок направления прокрутки. Пользователь может просматривать информацию, перемещая ползунок вверх или вниз по области прокрутки или нажимая стрелки направления прокрутки. При этом содержимое окна прокручивается вверх или вниз.

scroll region. Область прокрутки. В AIXwindows - прямоугольная область виджета ScrollBar, содержащая две стрелки и ползунок.

scrolled list. Список, просматриваемый с помощью прокрутки. См. также scroll.

scrolled text. Текст, просматриваемый с помощью прокрутки. См. также scroll.

scrolling. Прокручивание. Горизонтальное или вертикальное перемещение изображения или текста, показанного на экране.

SCSI Adapter. См. Small Computer Systems Interface Adapter.

sdb. См. symbolic debugger.

SDLC. См. synchronous data link control.

SDLC primary station. Главная станция SDLC. Станция, ответственная за канал передачи данных. Она передает команды вспомогательным станциям.

SDLC secondary station. Вспомогательная станция SDLC. Станция, отвечающая на запросы другой (главной) станции, и выполняющая ограниченное число управляющих функций при передаче данных.

SDT. См. static debugger trap.

seal. Изолировать. Зашифровать запись, содержащую несколько полей так, чтобы эти поля нельзя было изменить без ключа шифрования или не оставив следов взлома.

search. Поиск. Просмотр данных с целью обнаружения вхождений конкретного элемента данных, например, строки текста или имени файла.

search loop. Цикл поиска. Цикл обработки массива, применяемый для просмотра таблицы или для поиска исключительных значений в этом массиве.

SECAM. Национальный промышленный стандарт телевещания, применяемый во Франции, странах СНГ и некоторых других государствах. См. также NTSC и PAL.

second-level interrupt handler (SLIH). Обработчик прерываний второго уровня. Определяемая устройством процедура, управляющая обработкой прерываний конкретного адаптера. SLIH вызывается обработчиком прерываний первого уровня (FLIH), связанным с данным уровнем прерываний.

secondary key. Вторичный ключ. Ключевое поле записи, определяющее вторичный индекс.

secondary representation. Вторичное представление. Альтернативный формат значений атрибутов, передаваемых от клиента службе.

secondary station. Вспомогательная станция. Станция обработки данных, выполняющая функции управления передачей данных в соответствии с инструкциями, полученными от главной станции. Она интерпретирует полученные команды и создает ответы для передачи.

secondary unit. Вторичный блок. В языке Ada - тело блока (например, тело подпрограммы, пакета или шаблон) или субблока библиотеки. Все блоки компиляции, отличные от библиотек, являются вторичными. На вторичные блоки нельзя ссылаться из других, независимо откомпилированных блоков. Они могут считаться скрытой реализацией блока библиотеки или отдельным объявлением.

secondary window. Дополнительное окно. Временное окно, например, окно диалога. Это окно показано на экране в течение короткого промежутка времени, достаточного для восприятия содержащейся в нем информации или указаний.

section. Раздел. В редакторе vi - текст, который следует за заголовком раздела, заданным в параметре sect=.

sector. (1.) Сектор. Наименьший объем информации, который можно считать или записать на диск (дискету) за одну операцию чтения или записи. (2.) Адресуемая область дорожки диска (дискеты), занимаемая одним блоком данных.

secure attention key (SAK). Последовательность клавиш, завершающая на терминале все процессы и обеспечивающая защищенный канал связи с TCB. Последовательность SAK: нажмите Ctrl-x и затем Ctrl-r.

secure node. Защищенный узел. Узел, на котором могут быть запущены серверы приложений и компоненты системы контроля. Обычно это очень надежный компьютер.

security. Защита. Ограждение данных, системных операций и устройств от случайного или намеренного повреждения и несанкционированного доступа.

seek pointer. Указатель. Структура данных, содержащая смещение текущего расположения в символьном файле или на накопителе.

segment. (1.) Сегмент. Непрерывная область виртуальной памяти, выделенная заданию или системной задаче. Сегмент программы может быть запущен отдельно, даже если сама программа не находится целиком в оперативной памяти. (2.) Виртуальная память поделена на сегменты с линейной адресацией, которые состоят из одной или нескольких страниц страниц по 4 Кб; максимальный размер сегмента составляет 2 в 28 степени байт. (3.) Информация, к которой можно обратиться с помощью одного уникального значения сегментного регистра (256 Мб). (4.) Часть программы, которая может быть запущена отдельно, без загрузки всей программы в оперативную память. (5.) Группа элементов на дисплее. (6.) В Enhanced X-Windows изображение одной или нескольких линий, не обязательно соединенных в конечных точках.

segment flag. Флаг сегмента. Параметр segflag службы ядра fp_open, указывающий, что параметр пути расположен в пользовательском пространстве или в пространстве ядра.

segment registers. Сегментные регистры. Регистры, в которых хранятся фактические адреса используемых сегментов памяти.

segment unit. Сегментный модуль. В языке Pascal - независимо компилируемая часть кода, содержащая процедуры, связанные с программным модулем. См. также program unit.

segmentation fault. Ошибка сегментации. Исключительная ситуация при адресации памяти. Возникает в том случае, когда область памяти, к которой обращается процесс, не была выделена этому процессу. К ошибке сегментации могут привести, например, ссылки за пределы массива или неверное значение указателя.

segmenting of BIUs. Сегментирование BIU. Необязательная функция управления путем, разделяющая основной блок информации (BIU), полученный по каналу передачи данных, на несколько блоков информации пути (PIU). Первый PIU содержит заголовок запроса BIU и, как правило, часть блока ответа (RU). Остальные части RU содержатся в других PIU.

select. (1.) Выбрать. Нажать одну из кнопок на экране дисплея. (2.) Поместить курсор на объект (имя или команду) и нажать левую кнопку мыши или клавишу Select на клавиатуре. (3.) Указать объекты, для которых будет выполнена следующая команда. Выбранные объекты будут выделены цветом. Выбор объектов не приводит к автоматическому запуску команды.

selected component. Выбранный компонент. В языке Ada - имя, состоящее из префикса и идентификатора (селектора). Выбранные компоненты применяются для обозначения компонентов записей, самих записей и объектов, заданных значениями доступа.

selecting. Выделение. В GL - способ поиска графических примитивов, выводимых в данном трехмерном объеме. См. также hit, selecting region, picking и picking region.

selecting region. Выделенная область. В GL - область в форме параллелограмма в мировых координатах, регистрирующая события выбора. Если в эту область попадет изображение примитива, то будет зафиксировано событие выбора. См. также hit, selecting, picking, transformation и picking region.

selection. (1.) Выбор. Обращение к рабочей станции или компоненту с возможностью избирательного вызова. (2.) Вызов. Процесс передачи запроса на отправку сообщения станции. (3.) См. также addressing. (4.) Выбор. В Enhanced X-Windows - косвенное динамическое свойство, обслуживаемое клиентом (владельцем), но принадлежащее пользователю. Выбор не является частным для какой-либо иерархии окон или конкретного набора клиентов. При запросе клиентом содержимого выбора он указывает целевой тип. С помощью этого целевого типа можно управлять представлением полученного содержимого.

selection area. Область выбора. В AIXwindows - часть виджета RowColumn. Поместив на нее указатель мыши, можно выбирать другие виджеты.

selection criteria. Критерии выбора. Значения параметров readlist, writelist и exceptlist подпрограммы select, задающие целевые группы для чтения, записи и проверки исключительных ситуаций.

selection range. См. key range.

selector. (1.) Селектор. В языке Pascal - элемент оператора CASE, который после его вычисления определяет выполняемую ветвь CASE. (2.) Для языка программирования Ada см. selected component.

semantic. Семантика. Связь между символами или группами символов и их значением, вне зависимости от конкретной интерпретации и применения этих символов.

semantic error. Семантическая ошибка. Ошибка при компиляции, вызванная неверным определением констант и идентификаторов. См. также syntax error.

semaphore. (1.) Семафор. Служит для управления доступом к ресурсам системы. Процессы, отвечающие некоторым принятым соглашениям, могут блокировать ресурс с помощью семафоров. (2.) Общий способ связи между двумя процессами, дополняющий возможности обмена сигналами.

semaphore ID (semid). ИД семафора. Целое число, указывающее на группу семафоров и на структуру данных, содержащую информацию о семафорах.

semid. См. semaphore ID.

send pacing. Разрешение на передачу. В SNA - сообщение, разрешающее передачу данных удаленным компонентом. Ср. с receive pacing.

sense code. Код ошибки. Переданное или полученное значение, либо отрицательный ответ, означающий возникшую ошибку.

sentence. Предложение. В редакторе vi - текст, отделенный от других данных точкой (.), восклицательным знаком (!) или вопросительным знаком (?) и двумя пробелами.

separator. Разделитель. Символ пунктуации, разделяющий части команды или файла, либо ограничивающий строку символов.

sequential access. (1.) Последовательный доступ. Доступ, при котором записи считываются, записываются или удаляются из файла в соответствии с их логическим порядком в этом файле. (2.) Функция для считывания информации с носителя или записи на носитель, учитывающая расположение данных и ссылки на данные, к которым обращались ранее.

sequential file access. Последовательный доступ к файлу. Поиск диапазона записей на основании ключевых значений и последовательная обработка записей в порядке, определяемом этими значениями. Индекс файла может быть не уникальным.

sequential I/O model. Модель последовательного ввода-вывода. Модель операционной системы для доступа ко всем сетевым ресурсам. Поддержка этой модели в SNA упрощает доступ к сети, позволяет разрабатывать переносимые программы и использовать сетевые ресурсы в программах посредством переназначения.

serial device. Последовательное устройство. Устройство, выполняющее операции последовательно. Примером может служить последовательный принтер, печатающий по одному символу. Ср. с parallel device.

serial port. Последовательный порт. Порт, используемый последовательным устройством. См. также serial device.

serial processing. Последовательная обработка. Обозначает последовательное (упорядоченное) выполнение нескольких процессов одним устройством - каналом или процессором. Ср. с parallel processing.

serial transmission. Последовательная передача. Последовательная передача битов символьных данных по одной и той же электрической линии.

serializability. Возможность сериализации. Основное свойство систем обработки транзакций, позволяющее синхронизировать операции обмена и изменения информации посредством транзакций так, чтобы несколько одновременных транзакций обрабатывались как серия последовательных запросов. Данные, изменяемые за транзакцию или определяющие ход текущей транзакции, должны быть изолированы от других транзакций вплоть до ее завершения.

serialize. (1.) Выполнить сериализацию. Изменить режим параллельного представления данных на последовательный. (2.) В XDR - преобразовать формат данных конкретного компьютера в формат XDR.

server. (1.) Сервер. Прикладная программа, выполняемая обычно в фоновом режиме (программа-демон) и управляемая контроллером системных программ. (2.) В сети - компьютер, содержащий данные и функции, доступные для других компьютеров сети. (3.) Программа, обрабатывающая информацию протокола, выполняющая задачи маршрутизации, обработки очередей и другие задачи, необходимые для передачи данных между устройствами вычислительной системы. (4.) В Enhanced X-Windows сервер управляет основным механизмом работы с окнами. Он устанавливает соединения IPC с клиентами, разделяет запросы на обработку графических данных и возвращает данные клиентам. (5.) В NCS это процесс, экспортирующий один или несколько интерфейсов для одного или нескольких объектов, причем его процедуры можно вызывать с удаленных хостов. (6.) В DSOM это запускаемый в распределенной среде процесс, выполняющий реализацию объекта. В DSOM предоставлена реализация сервера по умолчанию, которая может динамически загружать библиотеки классов SOM, создавать объекты SOM и предоставлять клиентам доступ к этим объектам. Можно также разрабатывать собственные сервера для различных приложений в DSOM.

server grabbing. Захват сервера. Исключительное использование сервера клиентом, запрещающее обработку запросов от других клиентов. Обычно это временное состояние (например, во время растягивания выделяющей рамки или выбора опций во всплывающих меню), позволяющее выполнять запросы без прерываний.

server object. Объект сервера. В DSOM, каждому серверу соответствует объект, определяющий способы управления объектами данного сервера. Это управление включает создание и уничтожение объекта, а также установление соответствий между ссылками на объекты и самими объектами. Объект сервера должен являться экземпляром класса SOMDServer (или одного из его подклассов). См. также object reference и SOMDObject.

server reporting. Отчет о серверах. Протокол работы серверов, позволяющий составить отчет для ответственного диспетчера кластеров и зарегистрировать новые клиенты.

service access point (SAP). Служебная точка доступа. В профайле логического канала Ethernet это адрес программы транзакций на локальном компьютере. Задается шестнадцатеричным значением.

service controls. Управляющие параметры службы. Группа параметров, действующих для всех операций с каталогами. Эти параметры позволяют установить общие условия или ограничения на предоставление службы.

service mode. Синоним понятия maintenance mode.

service request number (SRN). Номер служебного запроса. Набор чисел, с помощью которых технические специалисты могут определить область, в которой произошел сбой.

service transaction program. (1.) Служебная программа транзакций. Программа, выполняющая внутренние функции SNA Server. (2.) Программа транзакций, реализованная системой обработки транзакций. Служебные программы транзакций могут обращаться к удаленным базам данных и удаленным очередям. См. также application transaction program и transaction program.

service update. Обновление. Программное обеспечение, исправляющее ошибки в базовой операционной системе (BOS) или дополнительном программном продукте, либо добавляющее новые функции в существующую версию. См. также maintenance level update.

session. (1.) Сеанс. Промежуток времени, в течение которого программы или устройства взаимодействуют друг с другом. (2.) Тип ресурса, управляющего локальными LU, удаленными LU, режимами работы и подключениями. (3.) В сетевой архитектуре - набор средств для установки, обслуживания и завершения соединений между станциями. (4.) Промежуток времени, в течение которого пользователь рабочей станции работает с интерактивной системой (обычно это время с момента входа в систему до выхода из нее). (5.) В SNA - логическое соединение между двумя адресуемыми сетевыми устройствами (NAU), которое можно активировать, настраивать для работы с различными протоколами и деактивировать по запросу. (6.) В средствах связи - период, на протяжении которого осуществляется обмен информацией с удаленной системой или главным компьютером.

session date. Дата установления сеанса. См. также creation date и system date.

session key. Ключ сеанса. Применяется в спецификациях Kerberos. См. также conversation key.

session-level pacing. Управление скоростью передачи данных на уровне сеанса. В SNA - технология управления потоком, при которой принимающая система регулирует скорость передачи данных (скорость приема блоков запросов). Позволяет предотвратить переполнение буфера получателя необработанными запросами в том случае, когда скорость создания запросов отправителем превышает скорость их обработки получателем.

Session Manager. Администратор сеансов. В CDE - приложение, управляющее сохранением и восстановлением сеансов, установкой и отменой блокировки экрана, а также применением заставок. При сохранении сеанса состояние среды рабочего стола (расположение значков размер и расположение открытых окон, состояние "открыто"/"закрыто", текущая цветовая палитра и т.д.) записывается и его можно восстановить при следующем входе в систему.

session profile. Профайл сеанса. Для программ 3270 Host Connection Program версии 2.1 и 1.3.3 это файл с описанием характеристик сеанса связи между системой-клиентом и главным компьютером System/370. См. также 3270 Host Connection Program и profile.

session records. Записи сеансов. В системе учета ресурсов - информация (создаваемая на основе записей входа и выхода из системы) о времени соединения и интенсивности использования линий подключенными дисплейными станциями.

session server. Сервер сеансов. В CDE - система, обеспечивающая сеансы работы в сети. На сервере сеансов расположены файлы сеансов, применяемые при каждом входе в систему по сети.

set. Связать. В NCS - связать выделенный обработчик удаленного вызова процедуры (RPC) с конкретным адресом сокета. См. также bind.

set-associative cache. Ассоциативный кэш с набором строк. Кэш-память, в которой каждому возможному значению поля виртуального адреса, обозначающему запрашиваемую при просмотре кэша строку, соответствуют несколько (две, четыре или более) строк кэша.

set associativity. Ассоциативность наборов строк. Характеристика кэш-памяти, определяющая, сколько строк кэша будет связано с данным адресом памяти. Кэш с набором из четырех строк может содержать данный адрес памяти в одной из четырех строк. См. также cache line.

set asynchronous balance mode (SABM). Установить асинхронный сбалансированный режим (SABM). Кадр управления передачей данных.

set flags. Флаги set. Флаги, применяемые с командой set.

set-group-ID mode bit. Бит режима set-group-ID. При определении прав доступа к файлу задает действующие и сохраненные ИД групп процесса равными ИД группы выполняемого файла.

set-user-ID mode bit. Бит режима set-user-ID. При определении прав доступа к файлу задает действующие и сохраненные ИД пользователей процесса равными ИД владельца выполняемого файла.

setgid. См. set-group-ID mode bit.

setuid. См. set-user-ID mode bit.

severity code. Код серьезности. Код, обозначающий уровень серьезности возникшей ошибки.

shadow. Тень. Затемненная область снизу и справа от окна (либо сверху и слева), имитирующая тень, отбрасываемую плоскостью окна.

shadow color. Цвет тени. Цвет затененной область вокруг окна диалога или за ним.

shadow widget. Теневой виджет. Внутренний указатель на структуру, определяемую при каждом создании виджета. Обозначает виджеты интерфейса. Другое название - swidget.

shadowing. Создание теневых копий. В среде SOM - технология, обязательно применяемая в тех случаях, когда какие-либо классы ввода включают подклассы. Эта технология подразумевает, что в качестве ввода для построения объектных диаграмм применяются экземпляры новых подклассов (а не исходных классов ввода) и повторная компиляция кода среды не требуется. Теневое копирование выполняется посредством макроопределения SOM_SubstituteClass.

shared library. Общая библиотека. Библиотека, созданная командой ld и содержащая по крайней мере одну подпрограмму, которая может вызываться несколькими процессами. Компоновка программ и подпрограмм выполняется обычным способом, но код, включенный в несколько различных подпрограмм, собран в одном файле библиотеки. Этот файл загружается динамически и применяется несколькими программами. Ключ, обозначающий файл общей библиотеки, указан в заголовке каждой подпрограммы.

shared locks. Общие блокировки. Блокировка для чтения, устанавливаемая одновременно несколькими транзакциями. См. также exclusive lock.

shared memory. Общая память. Область памяти, к которой возможен одновременный доступ нескольких связанных процессов.

shared memory ID (shmid). ИД общей памяти (shmid). Идентификатор, присваиваемый общим сегментам и используемый конкретным процессом. См. также file descriptor.

shared port. Общий порт. Порт, используемый сетевыми приложениями (например, UUCP) для обеспечения исключительного доступа к некоторому порту.

Shared Product Object Tree (SPOT). (1.) Общее дерево продуктов. Версия файловой системы /usr, которая может быть смонтирована бездисковыми клиентами в качестве собственного каталога /usr. (2.) В среде NIM - файловая система /usr (или эквивалентная ей), экспортируемая серверами для удаленной работы с клиентами.

shell. (1.) Оболочка. Программный интерфейс между пользователем и операционной системой. Программы оболочки интерпретируют команды и действия пользователя с устройствами (например, с клавиатурой, мышью и сенсорными дисплеями) и передают их операционной системе. (2.) Программное обеспечение, позволяющее запускать программы ядра в средах других операционных систем. (3.) Интерпретатор команд, передающая ядру информацию пользовательского интерфейса. См. также shell program и command interpreter. Синоним понятия interface. (4.) Оболочка - это интерпретатор команд, выполняющий функции интерфейса между пользователем и операционной системой. Допускается вложение оболочек. В этом случае внешняя оболочка является родительской, а внутренняя - дочерней. (5.) В AIXwindows виджеты Shell являются виджетами высшего уровня. Это внутренние виджеты и их экземпляры создать нельзя, но они имеют интерфейс с администратором окон. См. также shell widget.

shell box. Поле оболочки. Техника управления геометрией окна, допускающая существование всего одного потомка ограничивающего поля, размер которого совпадает с размером окна оболочки.

shell command names. Имена команд оболочки. Команды операционной системы.

shell control command. Команда управления оболочкой. Команда, позволяющая пользователю передавать управление различным частям процедуры оболочки или задавать способ завершения процедуры.

shell procedure. Процедура оболочки. Последовательности команд, объединенные в файл и выполняющие конкретную функцию при запуске этого файла или при указании этого файла в качестве параметра команды sh. Синоним понятия shell script.

shell program. Программа оболочки. Программа принимающая команды, интерпретирующая их и передающая операционной системе. Синоним понятия shell.

shell prompt. Приглашение оболочки. Строка символов в командной строке, указывающая, что система готова к приему команд (обычно это символ $).

shell script. Синоним понятия shell procedure.

shell variables. Переменные оболочки. Средства программы оболочки, позволяющие присваивать постоянным именам переменные значения.

shell widget. Виджет оболочки. В Enhanced X-Windows - объединение виджетов высшего уровня, которые могут взаимодействовать с Администратором окон напрямую. У этих виджетов нет предков. Синоним понятия shell. См. также widget.

shielded twisted pair. Экранированная витая пара. Носитель данных, представляющий собой два переплетенных проводника, изолированных обмоткой или фольгой.

Shift-Japanese Industrial Standard (SJIS). Промышленный японский стандарт с переключением. Схема кодировки текстов, включающих как однобайтовые, так и двухбайтовые символы. Азиатские языки (японский и пр.) состоят из очень большого числа символов, поэтому одного байта для их представления недостаточно.

shmid. См. shared memory ID.

short. В ODM - тип дескриптора терминала, определяющий переменную как знаковое число длиной 2 байта. См. также terminal descriptor.

short circuiting. Сокращенное вычисление. Вычисление булевых выражений с операторами AND и OR, при котором правый операнд не вычисляется, если результат операции можно определить только по значению левого операнда. Вычисление выражение всегда выполняется слева направо.

short status. Сокращенное состояние. Вывод состояния буферной подсистемы в краткой форме.

shortest-job-next (SJN). Способ размещения заданий в очереди, когда самые короткие задания печатаются первыми. Ср. с first-come-first-served. См. также discipline.

sibling. Потомки одного родительского окна.

SiCounter. В Performance Toolbox - постоянно увеличивающееся значение. Специальные инструменты в определенные моменты времени показывают разницу этих значений, деленную на прошедшее время, показывая, таким образом, скорость изменения его в секунду.

SID. Идентификатор SCCS. Имя, присвоенное дельте.

side effect. Побочный эффект. Нежелательный результат, вызванный изменением процедурой или функцией значений нелокальных переменных.

sign-off. Выйти из системы. Завершить сеанс работы с дисплейной станцией.

sign-on. Войти в систему. Начать сеанс работы с дисплейной станцией.

signal. (1.) Сигнал. Простой способ взаимодействия процессов. Посредством сигналов процессы информируют друг друга о зарегистрированных событиях. (2.) При выполнении функций операционной системы сигналы имитируют программные прерывания. Ср. с exception и interrupt.

signal handler. Обработчик сигналов. Подпрограмма, вызываемая при поступлении сигнала.

signal mask. Маска сигнала. Определяет набор сигналов, передача которых процессу заблокирована.

signal stack. Стек сигналов. Альтернативный стек обработки сигналов.

signature. Сигнатура. В SOM - набор типов, связанных с методом (тип возвращаемого значения, если есть, а также число, порядок и тип каждого аргумента).

signed. Подписанная. К информации можно добавить цифровую подпись, представляющую собой зашифрованное описание этой информации. Таким образом обеспечивается целостность данных, идентификация автора и задается однозначное соответствие автора и информации.

Simple Mail Transfer Protocol (SMTP). Простой протокол передачи почты (SMTP). Протокол, применяемый обычно для обмена почтой в сети. SMTP используется командой sendmail для приема и доставки почты.

simple name. В языке программирования Ada см. declaration и name.

simultaneous peripheral operation online. См. spooling.

single buffer mode . Режим работы с одним буфером. В GL - режим, при котором битовые плоскости буферов кадров объединены в один большой буфер кадров. Этот буфер кадров показан на экране, и в нем выполняется вывод изображений. См. также double buffer mode.

single-byte control codes. Однобайтовые управляющие коды. ASCII коды от 0 до 31 (0x00 - 0x1f) и код удаления (0x7f).

single-mode optical fiber. Одномодовое оптоволокно. Оптоволокно, по которому может распространяться только мода низшего порядка (которая может состоять из пары перпендикулярно поляризованных полей) в нужном диапазоне волн. Ср. с multimode optical fiber.

single-precision. (1.) Одинарная точность. Представление числа с помощью одного компьютерного слова в соответствии с требуемой точностью. (2.) Спецификация, описывающая хранение числа с плавающей точкой в кратком формате. См. также precision.

single-processor SMP. Однопроцессорная система SMP. Система, поддерживающая несколько процессоров, в которой установлена версия операционной системы для SMP, но настроенная для работы с одним процессором. Ср. с uniprocessor.

single-shift control. Управляющие коды для отдельного переключения. Управляющие коды, позволяющие переключать кодовую страницу для отдельного символа. Неблокирующие символы переключения.

SiQuantity value. Значение SiQuantity. В Performance Toolbox обозначает уровень, например, объем задействованной памяти или свободное дисковое пространство. Фактическое значение можно просмотреть с помощью специальных инструментов.

sister class object. Объект родственного класса. В SOM - копия объекта класса, создаваемая с целью сохранения копии исходной таблицы методов класса при замене ее и настройке разрешения метода. Объект родственного класса создается таким образом, чтобы некоторые исходные процедуры метода можно было вызывать через замещаемые процедуры метода.

size. В управлении экраном - изменение размер окна.

size field. Поле размера. Поле i-узла, задающее размер связанного с ним файла (в байтах).

SJIS. См. Shift-Japanese Industrial Standard.

SJN. См. shortest-job-next.

skew. Разница в показаниях времени двух часов или между двумя значениями времени.

SLA. Последовательный адаптер связи. См. также SOCC.

sleeping process. Ожидающий процесс. Процесс, ожидающий завершения ввода или вывода, кванта времени, события или сигналов от других процессов. В этом состоянии процесс может быть выгружен из памяти.

slider. (1.) Ползунок. В AIXwindows - небольшой интерактивный графический объект, связанный с виджетом полосы прокрутки XmScrollBar. С помощью ползунка можно перемещать показанную на экране текстовую информацию или изображения по вертикали или горизонтали. (2.) Управляющий элемент, состоящий из дорожки и манипулятора, служащий для выбора значения из доступных значений. Текущее значение указывается манипулятором или отдельным индикатором.

SLIH. См. second-level interrupt handler.

SLIP. Протокол подключения по последовательной линии. Этот протокол используется протоколом TCP/IP для работы с последовательными линиями связи.

slot. Разъем. Гнездо в системном блоке, через которое можно подключить печатную плату (карту).

slow list. Список простаивающих систем. Список неактивных дополнительных станций многоточечной сети. Опрос этих станций будет выполняться реже по сравнению с главной системой.

small caps. См. caps.

Small Computer Systems Interface Adapter (SCSI Adapter). Адаптер интерфейса малых вычислительных систем (Адаптер SCSI). Адаптер, поддерживающий различные устройства с прямым доступом и лентопротяжные устройства, подключенные к системному блоку.

small word. Короткое слово. В редакторе vi это непрерывный набор алфавитно-цифровых символов, ограниченный хотя бы с одной стороны символом, отличным от пробела, табуляции или символа новой строки. Например, в слове isn't подмножества isn и t являются короткими словами. Ср. с big word.

SMIT. Инструмент управления системой.

SMP. См. symmetrical multiprocessor system.

SMP efficient. Эффективность SMP. Требование, запрещающее выполнение в программе действий, которые могут привести к неполадкам в работе среды SMP или снижению производительности. Предполагается, что программа, работающая в соответствии с этим требованием, является также программой, поддерживающей SMP. Обычно в такие программы вносится ряд изменения для уменьшения влияния на производительность системы так называемых "узких мест".

SMP exploiting. Модернизация SMP. Добавление в программу функций, созданных специально для повышения эффективности в среде SMP. Обычно предполагается, что программа модернизации SMP также поддерживает SMP и является эффективной программой SMP.

SMP safe. Поддержка SMP. Требование, запрещающее выполнение в программе действий (например, одновременный доступ к общим данным), которые могут вызвать неполадки в работе среды SMP. Если этот термин указан без пояснений, то он обычно обозначает программу, выполняющую лишь минимальные изменения, необходимые для правильной работы в среде SMP.

SMT. Управление станцией.

SMTP. См. Simple Mail Transfer Protocol.

SNA. См. System Network Architecture.

SNA network. Сеть SNA. Произвольная сеть, в которой применяются форматы и протоколы, соответствующие Системной сетевой архитектуре (SNA). В такой сети осуществляется защищенная передача данных между конечными пользователями и доступны протоколы управления ресурсами различных сетевых конфигураций. Сеть SNA состоит из адресуемых сетевых устройств (NAU), граничных функциональных устройств и сети с управлением маршрутом.

SNBU. См. switched network backup.

SNMP. Простой протокол управления сетью. Протокол, применяемый сетевыми хостами для обмена данными, необходимыми для управления сетями. Протокол SNMP основан на модели клиент-сервер, широко применяемой в сетевых приложениях на базе TCP/IP.

SNOBOL. Язык программирования, разработанный для обработки строк и поиска по шаблонам.

SOCC. Последовательный преобразователь оптического канала. Оптический канал связи с пропускной способностью 220 Мбит/с.

social science format. См. natural or social science format.

socket. (1.) Сокет. Уникальный идентификатор хоста, составленный из номера порта и адреса TCP/IP. (2.) Идентификатор порта. (3.) 16-разрядный номер порта. (4.) В NCS - порт конкретного хоста. Конечная точка соединения, доступ к которой осуществляется по механизму адресации семейства протоколов. Сокет идентифицируется по своему адресу. См. также socket address, port и listening.

socket address. Адрес сокета. Структура данных, уникальным образом идентифицирующая конкретную конечную точку соединения. Адрес сокета состоит из номера порта и сетевого адреса. В нем также указано применяемое семейство протоколов. См. также protocol family.

Sockets class. Класс Sockets. Класс SOM, содержащий простые интерфейсы связи для распределенной среды SOM, среды копирования и среды управления событиями. Класс Sockets включает основные интерфейсы (шаблоны, созданные на базе сокетов TCP/IP), подклассы TCPIPSockets, NBSockets и IPXSockets включают реализации для TCP/IP, Netbios и Netware IPX/SPX соответственно.

software. Программное обеспечение. Программы, процедуры, правила (и вся связанная документация) относящиеся к работе системы. Ср. с hardware.

software configuration. Настройка программного обеспечения. Процесс подготовки установленного программного обеспечения к работе.

software installation. Установка программного обеспечения. Процесс восстановления программного обеспечения с внешнего носителя в локальную файловую систему. После установки может потребоваться выполнить дополнительную обработку или настройку.

software keyboard. Программная клавиатура. Таблица соответствий нажимаемых клавиш показываемым символам, предопределенным функциям или строками. Программные клавиатуры, поставляемые вместе с операционной системой, связаны с национальными языками (английский (США), английский (Великобритания), датский, японский и т.д.)

software keyboard map. Раскладка программной клавиатуры. Таблица, задающая соответствие нажимаемых клавиш символам или предопределенным функциям (например, табуляции).

Software Vital Product Data (SWVPD). Реестр программного обеспечения. Информация, уникальным образом определяющая систему, аппаратное и программное обеспечение и элементы микрокода вычислительной системы.

SOM. См. System Object Model.

SOM Compiler. Компилятор SOM. Инструмент из комплекта SOM Toolkit, создающий на основании файла определения интерфейса класса (файл .idl) набор файлов связывания, упрощающих реализацию и применение классов SOM.

SOM-derived metaclass. См. derived metaclass.

SOMClass. Один из трех простейших объектов классов рабочей среды SOM. SOMClass - это корневой (мета)класс, порождающий все последующие метаклассы. SOMClass определяет поведение для всех объектов классов SOM.

SOMClassMgr. Один из трех простейших объектов классов рабочей среды SOM. Во время инициализации SOM создается отдельный экземпляр объекта (объект) SOMClassMgr, называемый SOMClassMgrObject. Этот объект обслуживает каталог всех классов SOM, существующих в текущем процессе и применяется при динамической загрузке и выгрузке библиотек классов.

SOMDObject. Класс SOM, реализующий представление ссылки на объектCORBA в DSOM. Экземпляр SOMDObject содержит информацию о реализации сервера и интерфейсе объекта, а также пользовательский идентификатор. См. также object reference.

somId. В SOM - указатель на число, идентифицирующее строку, заканчивающуюся на нуль. Такие указатели объявляются с типом somId. В SOM указатели somId применяются для представления имен методов, классов и т.д. См. также method ID.

SOMOA (SOM object adapter) class. Класс SOMOA (адаптера объекта SOM). В DSOM это класс, распределяющий методы объектов сервера с помощью Компилятора SOM и средств времени выполнения. Класс SOMOA реализует методы, определенные в абстрактном классе BOA (его базовом классе). См. также BOA class и ORB (object request broker).

SOMObject. Один из трех простейших объектов классов рабочей среды SOM. SOMObject является корневым классом для всех (под)классов SOM. SOMObject определяет поведение для всех объектов SOM.

somSelf. В SOM - параметр процедур метода в файле реализации класса, указывающий на целевой объект, являющийся экземпляром реализуемого класса. Этот параметр является локальным для процедуры метода.

somThis. В SOM это локальная переменная процедур метода, которая указывает на структуру данных, содержащую представленные классом переменные экземпляра. Если в исходном файле IDL SOM переменные экземпляра не указаны, то оператор присвоения somThis включается компилятором SOM в комментарий.

sort. Сортировать. Располагать множество или подмножество элементов в соответствии с их содержимым или характеристиками.

source. (1.) Система, программа системы или устройство, передающие запрос в целевую точку. Ср. с target. (2.) В расширенных средствах межпрограммной связи это система или программа, запускающая задание в другой системе.

source code. Исходный код. Ввод для компилятора или ассемблера, написанный на исходном языке. Ср. с object code.

Source Code Control System (SCCS). Система управления исходным кодом (SCCS). Программа управления версиями исходных файлов разрабатываемых программ. Она сохраняет изменения, выполненные в файле, а не сам файл. Таким образом, в системе может существовать несколько версий одного файла. См. также Revision Control System.

source documents. Исходные документы. Текстовая информация, поставляемая фирмой-разработчиком программного обеспечения вместе с продуктом.

source file. Исходный файл. Файл, содержащий исходные операторы программ на языке высокого уровня и спецификаций описаний данных. Файл с входными данными или командами.

source module. См. source program.

source program. Исходная программа. Компьютерная программа, написанная на исходном языке.

source statement. Исходный оператор. Оператор, написанный на языке программирования.

space. (1.) Область носителя, предназначенная для хранения данных. (2.) Основная единица измерения области, обычно ее размер совпадает с размером отдельного символа. (3.) Один или несколько символов пробела. (4.) В нейтральных контурах - импульс, вызывающий размыкание петли или отсутствие сигнала. В полярных контурах задает направление тока, противоположное маркерному импульсу. Нулевой импульс равнозначен двоичному нулю.

sparse array. Массив с зарезервированным пространством. Массив, в котором использованы только некоторые из определенных ячеек.

sparse file. Файл с зарезервированным пространством. Файл, длина которого превышает объем содержащихся в нем данных, в котором существует свободное пространство для добавления данных. См. также hole in a file

SPC. См. System Program Controller.

special character. Специальный символ. Символ, отличный от буквы или цифры. Примерами могут служить символы *, + и %.

special file. Специальный файл. Содержит интерфейс операционной системы для устройств ввода-вывода. Для каждого устройства, подключенного к компьютеру, задан по крайней мере один специальный файл. Ср. с directory и file. См. также block file и character special file.

specific. Специальный (атрибут). Атрибут, который может быть установлен для экземпляров заданного класса, но не может быть установлен для его родительского класса.

specification statement. Оператор спецификации. В FORTRAN - один из набора операторов, передающий компилятору информацию о данных, использованных в исходной программе, и о способе выделения памяти.

specifiers. Спецификаторы. В C++ - объявления объекта или функции, указывающие их свойства, такие как класс памяти, основной тип данных и прочие.

speed. Скорость передачи данных в бодах. Синоним понятия line speed.

SPI. Внутренний программный интерфейс. Внутренний динамический интерфейс RPC, процедуры которого недоступны пользовательским приложениям.

spill area. Область регистров. Область памяти для хранения содержимого регистров.

Spmi. См. System Performance Measurement Interface.

spool file. (1.) Дисковый файл, содержащий вывод, который может быть впоследствии напечатан. (2.) Файлы, применяемые для передачи данных между устройствами.

spooler. Система буферизации. Средство для помещения заданий печати в очередь.

spooling (simultaneous peripheral operation online). (1.) Применение вспомогательной памяти в качестве буферной памяти. Это позволяет повысить скорость передачи данных между периферийным оборудованием и процессорами компьютера. (2.) Чтение и запись потоков ввода и вывода в промежуточное устройство в формате, допускающем дальнейшую обработку. (3.) Выполнение периферийных задач (например, печать информации) в то время, пока компьютер занят обработкой других задач.

SPOT. См. Shared Product Object Tree.

SPP. Протокол последовательной передачи пакетов. Основной протокол уровня передачи данных в Xerox Network Systems. Служит для надежной, двусторонней передачи данных приложений с управлением потоком. Это протокол работы с потоком байтов, применяемый для поддержки абстракции SOCK_STREAM. В протоколе SPP используются адреса в стандартных форматах сетевых систем (NS).

spring-loaded pop-up. Всплывающий виджет. Вид виджета, (например, меню), невидимый для диспетчера окон. Запрещает все пользовательские события кроме тех, которые относятся к этому меню.

SRC. Контроллер системных ресурсов.

SRF. Стандартный формат записей.

SRN. См. Service request number.

SRT. См. Structure Rule Table.

SSCP. См. system services control point.

stack. (1.) Область памяти, содержащая временную информацию регистров и возвращающая адреса подпрограмм. (2.) Список, составляемый таким образом, что элемент данных, записанный последним, восстанавливается первым. (3.) В режиме ядра это область памяти со страничной организацией, выделяемая для пользовательского процесса. Ядро создает стек для каждого процесса. В нем хранится информация о процессе, такая как последовательность вызовов и локальные переменные, используемые ядром для данного пользовательского процесса.

stack buffer. Буфер-стек. Область памяти, содержащая последовательность данных, которые можно восстановить. Данные, сохраненные последними, будут удалены из стека первыми.

stack overflow. Переполнение стека. В DOS - ошибка, возникающая в случае нехватки кадров стека, применяемых системой для обработки аппаратных прерываний.

stack pointer. Указатель стека. Регистр, содержащий значение текущего положения стека.

stack traceback. Обратное отслеживание стека. Последовательность вызова, указывающая путь процесса до его текущего расположения.

stacked tape. Стековая магнитная лента. Загружаемая магнитная лента, с несколькими программными образами.

stacking order. Порядок расположения. Взаимное положение окон одного уровня, показываемых поверх друг друга.

stage. Шаг. Одна из последовательностей действий для вызова подкоманды ged, завершающаяся обычно < cr > (возвратом каретки). Каждая подкоманда состоит из подмножества шагов, включая работу с командной строкой, текстом, пунктами, основным элементом и информацией о пункте назначения.

standalone. Автономный. Компьютер в среде сетевой установки, имеющий локальный доступ ко всем необходимым ресурсам.

standalone shell. Ограниченная версия программы оболочки, применяемая для обслуживания системы.

standalone system. См. standalone workstation.

standalone workstation. Автономная рабочая станция. Рабочая станция, для выполнения задач с которой не требуется подключение к другим ресурсам - серверам или хостам.

standard error (STDERR). Стандартное устройство вывода сообщений об ошибке. Область хранения сообщений об ошибках.

standard input (STDIN). Стандартный ввод. Основной источник данных для команды. Стандартный ввод поступает с клавиатуры, если только он не был перенаправлен или помещен в конвейер. В противном случае вводом может служить информация из файла или вывод другой команды.

Standard I/O Board. Стандартная плата ввода-вывода. Позволяет работать с группой основных функций ввода-вывода для большинства системных блоков. Стандартные функции ввода-вывода используются при работе с клавиатурой, графическим планшетом, громкоговорителем, мышью, последовательным и параллельными портами и адаптером дисковода.

standard output (STDOUT). Стандартный вывод. Основное расположение данных, полученных в результате выполнения команды. Стандартный вывод поступает на дисплей, если только он не был перенаправлен или помещен в конвейер. В противном случае вывод может быть помещен в файл или передан в другую команду.

standard screen. Стандартный экран. В расширенной библиотеке curses это отображение в памяти окна, изменяемого выполняемыми процедурами.

standout mode. Режим выделения. Общий механизм выделения информации, применяемый структурой terminfo.

stanza. Раздел. Группа строк в файле, объединенные по своему назначению или определяющие некоторую часть системы. Разделы обычно разделяются пустыми строками или двоеточиями, каждому разделу присваивается имя.

start method. Метод запуска. Изменяет состояние устройства с останова на состояние готовности к работе. Метод запуска применим только к устройствам, поддерживающим необязательное состояние останова.

start-stop. Асинхронная передача, при которой каждая группа сигналов, представляющая символ, предваряется сигналом начала и завершается сигналом конца. См. также asynchronous transmission.

startup set. Группа запуска. Объединение серверов приложений, которые при выполнении административных задач можно считать одним блоком.

state. (1.) Состояние, в котором находится контур до получения от приложения подходящего импульса. (2.) Одна из отдельных, повторно запускаемых частей, в которой команда runacct (главная процедура ежедневного учета ресурсов оболочки) прерывает свое выполнение. (3.) В SOM это данные (атрибуты, переменные экземпляра и их значения), связанные с объектом. См. также behavior.

state information. Информация о состоянии. Информация о текущем состоянии и поведении виджета или гаджета. Эти данные записываются для каждого виджета или гаджета и обновляются по мере необходимости.

state instrument. Инструмент работы с состоянием. Инструмент из Performance Toolbox, показывающий последнюю статистику по системным ресурсам, возможно в виде средних взвешенных значений. Это статистика, собранная в конкретный момент, а не за период времени, поэтому, если вы хотите записывать информацию о состоянии, некоторые инструменты работы с состоянием можно настроить для сбора этой информации. Для отображения статистических данных применяются линейные и секторные диаграммы, индикаторы состояния и спидометр. Ср. с recording instrument.

statement. (1.) Команда в программе или процедуре. (2.) В языках программирования это языковая конструкция, представляющая этап последовательности действий или набор объявлений. См. также block statement. В языке Ada оператор задает одно или несколько действий, которые должны быть выполнены в процессе обработки программы.

statement function. Оператор-функция. В FORTRAN это имя со списком формальных параметров, приравненное к арифметическому, логическому или символьному выражению, которое может быть подставлено вместо этого выражения, встреченного в программе. См. также macro.

statement function definition. Определение оператора-функции. В FORTRAN это выражение, определяющее оператор-функцию. Задается в виде оператора-функции, после которого через знак = (знак равенства) указано арифметическое, логическое или символьное выражение.

statement label. Метка оператора. В FORTRAN это число, состоящее из 1-5 десятичных цифр, применяемое для обозначения оператора. Метка оператора обычно применяется для передачи управления, определения области цикла DO или в качестве ссылки на оператор FORMAT. См. также label.

statement number. См. statement label.

static. (1.) Способ создания всплывающих элементов. (2.) В C++ это ключевое слово для определения области и компоновки переменных и функций. Область действия внутренних переменных совпадает с блоком определения, а их значения сохраняются для различных вызовов функции. Область действия внешних переменных совпадает с файлом, а их значения сохраняются для исходного файла. Переменные класса используются совместно всеми объектами класса, а их значения сохраняются на протяжении всей программы.

static binding. Статическое связывание. Связывание, выполняемое во время компиляции вследствие преобразования переопределенных функций.

static debugger trap (SDT). Статическое прерывание отладчика. Команда прерывания, помещенная в предопределенную точку кода и вызывающая программу-отладчик. Эта команда вызывает сбой программы при выполнении, в результате чего активируется отладчик.

static display. Статический блок. Если команда nroff при форматировании текста входного файла находит блок текста, определенный как статический, то она помещает этот блок на текущую страницу только в том случае, если на этой странице достаточно места для размещения этого блока целиком. Если места недостаточно, то команда nroff начинает новую страницы и помещает в нее этот блок. См. также floating display.

static linking. Статическая компоновка. Компоновка программы, при которой процедуры библиотеки не загружаются из нее динамически при каждом запуске программы, а объединяются в модуль загрузки.

static memory. Статическая память. Выделенная память фиксированного объема.

static method. Статический метод. В SOM это любой метод, доступ к которому возможен через преобразование методов по смещению. Любой метод, объявленный в спецификации IDL класса, является статическим. См. также method и dynamic method.

static routing. Статическая маршрутизация. Способ задания путей между хостами и/или сетями, заключающийся в добавлении маршрутов в таблицу маршрутизации вручную. Статические маршруты следует обновлять вручную, так как они не изменяются демонами маршрутизации.

static variable. Статическая переменная. Переменная, память для которой выделяется при запуске программы и сохраняется до завершения программы. Для таких переменных соблюдаются обычные правила области действия. Ср. с automatic variable.

station. (1.) Компьютер или устройство, которое может передавать и принимать данные. (2.) Точка входа или выхода системы, работающей со средствами телекоммуникации, например, с одной или несколькими системами, компьютерами, рабочими станциями, устройствами и со связанными программами в конкретном расположении, с которого можно передавать или принимать данные по телекоммуникационной линии. (3.) Расположение устройства, выполняющего операцию. (4.) В FDDI - адресуемое логическое и физическое подключение к кольцу, которое может передавать, принимать и дублировать информацию. (5.) В SNA - станция связи.

statistic line. Статическая строка. В Performance Toolbox - строка списка, представляющая конкретное значение. Ср. с context line.

status. (1.) Текущее состояние программы или устройства. Например, состояние принтера. (2.) Состояние аппаратного или программного обеспечения, которому обычно присвоен уникальный код. (3.) В Enhanced X-Windows многие процедуры Xlib возвращают состояние "успешно". Процедура может быть не выполнена успешно, но ее значения при этом не изменяются.

STDERR. См. standard error.

STDIN. См. standard input.

STDOUT. См. standard output.

steal (a page frame). Перехват кадра страницы. Операция (диспетчера виртуальной памяти) выделения кадра страницы физической памяти, содержащего страницу виртуальной памяти, используемой в данный момент некоторой программой.

sticky bit. Бит привязки. Бит предоставления, вызывающий сохранения программы на диске в области подкачки. Для установки этого бита необходимы права root. Этот бит применяется также в каталогах. В этом случае он означает, что только владельцы файла могут подключать или отключать файлы этого каталога.

stipple. Мозаика. Изображение bitmap, применяемое для мозаичного заполнения области экрана. Шаблон этого изображения применяется в операциях закрашивания цветом как дополнительная вырезающая маска.

stop bit. (1.) При передаче данных с ограничительными сигналами это сигнал конца передачи символа, подготавливающий устройство к получению следующего символа. (2.) Сигнал, указывающий принимающему механизму ожидать получение следующего сигнала.

stop method. Метод останова. Изменяет состояние готовности устройства к работе на останов. Метод останова применим только к устройствам, поддерживающим состояние необязательного останова.

stop record. Запись об остановке. В Performance Toolbox - специальный тип записи значения, информирующий, что процесс записи был остановлен для сбора статистики, и указывающий время этого события. С помощью этой записи программы, работающие с файлом записей могут выделить перерывы в процессе записи.

stopped state. Состояние останова. Означает, что устройство недоступно, но известно своему драйверу и этот драйвер загружен и связан с ядром.

storage. (1.) Расположение сохраненной информации. (2.) В отличие от памяти - физическое хранилище информации, например, диск или магнитная лента. См. также memory. (3.) Устройство, в которое текст может быть записан, где он может храниться и обрабатываться и откуда он может быть восстановлен. (4.) Помещение данных в накопитель.

storage class specifier. Спецификатор класса памяти. Ключевое слово, обозначающее класс памяти. Одно из следующих ключевых слов языка C++: auto, register, static или extern.

storage device. (1.) Запоминающее устройство. Функциональное устройство для записи и чтения данных. (2.) Устройство, на котором можно хранить данные.

store. Сохранять. Помещать информацию на запоминающее устройство (в память, на дискету, жесткий диск или ленту). При этом информация может быть прочитана и изменена.

stream. (1.) Поток. Последовательный ввод или вывод с использованием дескриптора открытого файла. (2.) Непрерывная последовательность элементов данных в заданном формате, которые передаются или предназначены для передачи. (3.) Все данные, передаваемые по каналу в рамках одной операции чтения или записи. Синоним понятия data stream. (4.) Объединенный объект ядра, полученный путем соединения компонентов STREAMS с использованием механизма STREAM. Основными компонентами является начальная точка потока, драйвер, а также необязательный набор встраиваемых модулей между начальной точкой и драйвером. Поток образует дуплексный канал передачи и обработки данных внутри ядра, между пользовательским процессом и драйвером. Поток похож на конвейер среды, за тем исключением, что передача и обработка данных ведется в двух направлениях.

stream buffer. Буфер потоков. Буфер потоков C++ - это буфер между получателем информации и функциями библиотеки потокового ввода-вывода. Буфер реализован в библиотеке потокового ввода-вывода с помощью класса streambuf и производных классов.

stream collection. Потоковый сбор данных. Способ сбора контрольных данных, при котором контрольные записи помещаются в кольцевой буфер, расположенный в ядре. Данные могут быть просмотрены или распечатаны или преобразованы в двоичные записи.

stream editor. Потоковый редактор. Команда sed, изменяющая строки заданного файла в соответствии со сценарием редактирования и передающая их в поток стандартного вывода.

stream end. Конечная точка потока. Точка потока, наиболее удаленная от пользовательского процесса. В конечной точке потока находится драйвер.

stream head. Начальная точка потока. Точка потока, наиболее приближенная к пользовательскому процессу. Начальная точка потока обеспечивает интерфейс между потоком и пользовательским процессом. Основные функции начальной точки потока состоят в обработке системных вызовов STREAMS и двунаправленной передаче данных и сообщений между пользовательским процессом и областью памяти ядра, относящейся к STREAMS.

streaming tape device. См. streaming tape drive.

streaming tape drive. Потоковый накопитель на магнитной ленте. Запоминающее устройство на магнитной ленте, обеспечивающее сохранение больших объемов данных и предназначенное для непрерывной записи дампа и восстановления магнитных дисков без интервалов между блоками.

STREAMS. Механизм ядра, поддерживающий разработку сетевых служб и драйверов передачи данных. Этот механизм определяет стандартный интерфейс для символьного ввода-вывода внутри ядра, а также между ядром и пользовательским уровнем. STREAMS включает набор встроенных функций, вспомогательные процедуры, службы ядра и набор структур данных.

strength reduction. Снижение сложности. Метод оптимизации, при котором арифметическая операция заменяется на эквивалентную ей более простую операцию. Например, 4*2 преобразуется в 4+4.

strict type checking. Строгая проверка типов. Проверка соответствия типов данных на соответствие правилам языка C, более строгая, чем встроенная в компилятор C. Применяется, например, в программе lint.

stride. Шаг по индексу. Соотношение между расположением элементов массива в памяти и порядком обращения к этим элементам. Шаг 1 означает, что при обработке элементов массива в цикле происходят последовательные обращения к соседним ячейкам памяти. Шаг N означает, что при обращении к следующему элементу массива пропускается N-1 соседних элементов в памяти.

string. (1.) Строка. Линейная последовательность элементов, таких как символы или физические элементы. Примерами строк являются алфавитная строка, строка двоичных элементов, строка битов, строка символов и строка поиска. (2.) В Pascal - объект встроенного типа STRING. (3.) Форма данных, применяемая в языках программирования для хранения и обработки текста. В языке C строка обрабатывается как одномерный массив типа char.

string constant. Строковая константа. Символы, заключенные в двойные кавычки.

string register. Регистр строки. Регистр, в котором хранятся определенные строковые значения, вызываемые по маркеру. См. также token.

string value. Значение строки. Значение заданной строки. В AIXwindows - значение строки, обозначающей виджет Text .

stroke text. Синоним понятий programmable character set и geometric text.

structure. Структура. Переменная, содержащая упорядоченную группу объектов данных. В отличие от массивов, в структурах могут содержаться объекты разных типов.

Structure Rule Table (SRT). Таблица правил структуры. Рекурсивный атрибут схемы каталога, содержащий описание допустимых структур отличительных имен.

structure tag. Тег структуры. Идентификатор, указывающий тип данных структуры.

structured field. Структурное поле. механизм, позволяющий кодировать данные переменной длины для передачи в потоке данных. См. также field.

structured file. (1.) Структурированный файл. Специальный тип файлов INed, содержащий специализированные данные, такие как информация о структуре данных в файле и хронологическую информацию об изменениях файла. Структурированные файлы могут хранить иерархические данные, которые можно просматривать и редактировать с помощью форм. (2.) В Encina - файл, в котором хранятся данные, организованные особым образом, обычно в форме записей.

structured file system. Структурированная файловая система. Совокупность данных, управляемых отдельным сервером структурированных файлов (SFS). Все операции со структурированной файловой системой осуществляются через этот сервер, с использованием специального файлового дескриптора (OFD), который идентифицирует файловую систему и способ ее организации.

structured programming. Структурное программирование. Методика организации компьютерных программ в виде иерархической структуры модулей, упрощающая отладку, изменение и замену компонентов. Обычно каждый модуль имеет точку входа и точку выхода. Управление передается по структуре сверху вниз, без безусловных переходов на верхние уровни.

structured type. Структурный тип. Один из нескольких типов данных, определяющих переменные, которые содержат несколько значений - например, массивы или записи. Каждое значение является компонентом структурного типа. Ср. с scalar type.

stub. (1.) Посредник. В NCS - программный модуль, отвечающий за передачу вызовов удаленных процедур и ответов между клиентом и сервером. Посредники выполняют трансляцию параметров и результатов при вызове удаленных процедур, а также преобразование формата данных. Посредники применяются как на клиенте, так и на сервере. Компилятор создает код клиентского и серверного посредника на основе определения интерфейса. См. также marshal. (2.) Подключаемые функции, применяемые в качестве расширений протокола для создания запросов в Enhanced X-Windows. Синоним понятия hooking routines. (3.) Вызовы RPC, формируемые компилятором при определении интерфейса. Формируется два набора посредников - клиентские и серверные. Приложение вызывает функцию посредника, а механизм RPC преобразует такой вызов в вызов удаленной функции на сервере.

stub procedures. Шаблон процедур. Процедуры методов в шаблоне реализации, создаваемые компилятором SOM. Обычно это пустые тела процедур, которые должны заполняться разработчиком.

Style Manager. Администратор стилей. В CDE - приложение, предназначенное для настройки визуальных элементов и параметров устройств в рабочей среде, включая определение цветов и шрифтов, а также установку начальных параметров клавиатуры, мыши, окон и сеанса.

stylus. Перо. Устройство, предназначенное для ввода координат на графическом планшете.

subaddress. Подадрес. В системе связи X.25 - неиспользуемые цифры в конце номера национального терминала (NTN). Если оператор сети использует все цифры NTN, применение подадреса невозможно.

subarea node. Узел подобласти. В средствах передачи данных - узел, применяющий сетевой адрес для маршрутизации. Изменение конфигурации сети влияет на таблицы маршрутизации узла подобласти. Узлы подобласти могут выполнять для периферийных узлов граничные функции.

subchannel. Подканал. Логическая линия связи, определяемая в архитектуре S/370 для передачи данных устройству.

subclass. (1.) Подкласс. Класс виджетов, наследующих ресурсы от класса верхнего уровня. (2.) В SOM - класс, который наследует методы экземпляра, атрибуты и переменные экземпляра непосредственно от другого класса, называемого родительским классом, базовым классом или суперклассом, либо косвенно от класса-предка. Подклассы также называют дочерними классами и порожденными классами.

subclassing. Создание подклассов. В SOM - процесс, при котором новый класс, который создается или порождается, наследуя методы экземпляра, атрибуты и переменные экземпляры от одного или нескольких определенных ранее классов-предков. Непосредственные родительские классы нового класса должны быть указаны в объявлении интерфейса класса. См. также inheritance.

subcommand. Подкоманда. Запрос на выполнение одной из операций в составе задачи, запрошенный вызванной ранее командой.

subcomponent. Подкомпонент. В языке Ada - отдельный компонент или компонент другого подкомпонента.

subdirectory. Подкаталог. В иерархической файловой системе - каталог, находящийся внутри другого каталога.

subfolder. Вложенная папка. В CDE - папка, расположенная в другой папке (иногда называемой родительской папкой). При работе с командной строкой подпапка может называться подкаталогом.

subheap. Подкуча. В Pascal - часть кучи, ограниченная вызовом MARK. Подкуча используется в пределах кучи как стек.

subhost. Система связи, которая управляет подключенными к ней рабочими станциями и обеспечивает связь с другой системой (обычно более высокого уровня).

subject identifier (SID). Идентификатор субъекта. Строка, идентифицирующая пользователя или набор пользователей. Каждый SID состоит из трех полей в формате пользователь.группа.организация. В учетной записи должны указываться точные значения всех трех полей. В записях ACL допустимо использование символов подстановки.

submenu. Подменю. Меню, доступ к которому осуществляется через другое меню с помощью символа -->. Меню, доступ к которому возможен только через главное меню. В AIXwindows примером подменю является виджет XmCascadeMenu, который появляется рядом с виджетом XmPopupMenu при помещении указателя мыши поверх пункта главного меню.

subnet. Подсеть. Один из логических разделов единой сети, например, созданный программой интерфейса TCP/IP. Синоним понятия subnetwork.

subnet address. Адрес подсети. Часть адреса хоста, идентифицирующая подсеть. Адресация с использованием подсетей позволяет независимой группе сетей использовать один адрес Internet.

subnet address mask. Маска подсети. Битовая маска, которая применяется для того, чтобы определить, находится ли целевой адрес в той же сети, что и исходная система, и возможна ли прямая передача через один из локальных интерфейсов.

subnetwork. Синоним понятия subnet.

subobject. Подобъект. Объект, являющийся подчиненным по отношению к другому объекту.

subpanel. Субпанель. В CDE - раскрывающееся расширение Передней панели, которое обеспечивает доступ к дополнительным элементам. Обычно в субпанели объединяются связанные элементы.

subpattern. Отдельный элемент регулярного выражения (regular expression).

subprocess. Подпроцесс. Процесс, запущенный другим процессом. После завершения работы подпроцесса управление возвращается главному процессу.

subprogram. (1.) Подпрограмма. Программа, вызываемая другой программой, например, подоболочка. (2.) В FORTRAN - программный модуль, начинающийся с оператора FUNCTION, SUBROUTINE или BLOCK DATA. Ср. с main program. (3.) В языке Ada подпрограмма - это процедура или функция. Процедура определяет набор действий и запускается оператором вызова процедуры. Функция определяет последовательность действий и возвращает значение, называемое результатом. Подпрограмма описывается с помощью объявления, включающего имя, набор формальных параметров и результат (для функции), а также тела подпрограммы, определяющего последовательность действий. В вызове подпрограммы указываются фактические параметры, соответствующие ее формальным параметрам. Подпрограмма является одним из типов программных модулей. См. также function и procedure.

subrange scalar type. Поддиапазон скалярного типа. В Pascal - тип данных, определяющий переменные, значения которых ограничено набором значений базового скалярного типа. См. также base scalar type.

subroutine. (1.) Подпрограмма. Упорядоченный набор операторов или инструкций, который может использоваться в одной или нескольких программах и вызываться из одного или нескольких мест программы. (2.) Процедура, которая может быть частью другой процедуры. См. также routine. (3.) Запрос активного процесса к службе ядра. См. также macro.

Subroutine ID. ИД подпрограммы. Уникальный идентификационный номер, присваиваемый каждой подпрограмме в приложении.

subroutine switch table. Таблица обработки системных вызовов. Содержит адрес обработчика для определенного системного вызова.

subscribe. Подписаться. В средствах связи X.25 - арендовать линию X.25 со всеми требуемыми услугами.

subscript. (1.) Индекс. Целое число или переменная, идентифицирующая элемент таблицы или массива. (2.) Символы, печатаемые на полстроки ниже остального текста.

subscript declarator. Описатель индекса. В определении или объявлении массива - выражение в квадратных скобках после имени массива. Указывает число элементов в каждом измерении массива.

subscript quantity. Мощность индекса. В FORTRAN - компонент индекса. Мощность может быть целочисленной или действительной константой, переменной или выражением.

subserver. Субсервер. Системный ресурс или программа, управляемая непосредственно программой-сервером, которая работает под управлением контроллера системных ресурсов.

subset. (1.) Подмножество. Множество, каждый элемент которого является элементом другого множества. (2.) Вариант языка программирования с большим или меньшим числом ограничений, по сравнению с исходным вариантом. (3.) В средствах связи - оборудование абонента, например, телефон.

subshell. Подоболочка. Экземпляр оболочки, запущенный из существующей оболочки.

substring. Подстрока. Непрерывный участок строки.

subsystem. (1.) Подсистема. Вспомогательная или подчиненная система, обычно способная работать независимо или синхронно с управляющей системой. (2.) Компонент системы связи, соответствующий требованиям удаленной системы, который скрывает от прикладной программы большую часть зависящих от системы ограничений.

subtree. Поддерево. Структура каталогов, находящаяся ниже определенного уровня.

subtype. (1.) Подтип. Переменная IOCINFO библиотеки ioctl, которая определяет тип запрашиваемого DLC. (2.) В языке Ada подтип задает подмножество значений определенного типа. Это подмножество задается с помощью ограничения на значения данного типа. Значения из этого подмножества принадлежат подтипу и удовлетворяют ограничению.

subunit. Для языка программирования Ada см. body.

subwidget. Подвиджет. В AIXwindows и Enhanced X-Windows - класс виджетов, порожденный от класса виджетов более высокого уровня в иерархии виджетов-гаджетов.

suffix. (1.) Суффикс. Строка символов, добавляемая в конец имени файла для идентификации его типа. (2.) Код, набираемый вызывающей стороной после набора основного номера. (3.) Часть имени файла, отделенная от других суффиксов и основного имени файла знаком препинания, например, точкой (.).

superblock. Главный блок. В файловой системе - блок номер один, в котором хранится информация о файловой системе и который является наиболее важной частью файловой системы. В главном блоке содержится информация о выделении и освобождении каждого блока файловой системы. См. также i-list.

superclass. Суперкласс. В AIXwindows и Enhanced X-Windows - класс виджетов, от которого наследуются атрибуты подклассов. См. также widget record.

superclient. Привилегированный клиент. Бездисковый клиент с правами на чтение и запись, а также с правами доступа root к удаленным ресурсам, используемым другими клиентами. Привилегированный клиент может устанавливать и настраивать операционную систему версии 3.2 на бездисковом сервере с версией операционной системы, отличной от 3.2.

superobject. Суперобъект. Объект, являющийся старшим по отношению к другому объекту.

superscalar. Суперскалярный. Способный выполнять несколько инструкций за один такт.

superuser. См. root user.

superuser authority. См. root user authority.

supervisor. Диспетчер. Часть управляющей программы операционной системы, которая координирует использование ресурсов и управляет порядком работы процессорного модуля.

supervisor call (SVC). Вызов диспетчера. Инструкция, которая прерывает выполняемую программу и передает управление диспетчеру для выполнения операции, указанной в инструкции.

supporters. Вспомогательные модули. В языке Ada - все модули компиляции, которые требуются для компиляции определенного модуля. В их число входят модули, импортированные этим модулем и т.д.

surface characteristics. Характеристики стиля документа: читаемость, длина и структура предложений, длина и использование слов, типы глаголов, а также вводные слова.

suspended state. (1.) Приостановленное состояние. Состояние, в котором ресурс временно не получает запросов. Запрос на запуск переводит ресурс в состояние, в котором он находился до приостановки. (2.) Программное состояние, при котором задача остается загруженной в память, но не использует ресурсы процессора.

SVC. См. switched virtual circuit и Supervisor call.

swap interval. Интервал обмена. В языке GL - время между обменами содержимого буфера кадров. Система ожидает не менее интервала обмена перед выполнением запроса на обмен буферов видимого и невидимого кадров. Интервал обмена измеряется в единицах перерисовок экрана, которые в большинстве систем происходят 30 раз в секунду. Интервал обмена применяется для достижения плавного воспроизведения анимации.

swapping. (1.) Подкачка. Временная выгрузка активного задания из оперативной памяти на диск и выполнение другого задания в той области памяти, которая была ранее занята выгруженным заданием. (2.) В системе с виртуальной памятью - методика подкачки, обеспечивающая запись страниц виртуальной памяти задания из оперативной памяти на диск и загрузку страниц другого задания с диска в оперативную память.

swidget. См. shadow widget.

switch. Опция командной строки.

switch expression. (1.) Выражение выбора. Выражение, расположенное между ключевым словом switch и телом оператора switch. (2.) В языке C - управляющее выражение в операторе выбора.

switch table. Таблица точек входа. Таблица, применяемая файловой системой для определения точек входа символьного устройства.

switched line. Коммутируемая линия. В передаче данных - соединение, для установления которого необходим набор номера. Ср. с nonswitched line.

switched network backup (SNBU). Резервное коммутируемое соединение. В передаче данных - методика, обеспечивающая установление коммутируемого соединения при отказе некоммутируемой линии.

switched virtual circuit (SVC). Коммутируемый виртуальный контур. В X.25 - виртуальный контур, запрашиваемый виртуальным вызовом. При завершении виртуального вызова виртуальный контур освобождается. Ср. с permanent virtual circuit. См. также virtual circuit.

SWVPD. См. Software Vital Product Data.

symbol. Символ. В SOM Emitter Framework - любое из набора имен (стандартного или определяемого пользователем) например, className, которое применяется в качестве метки при формировании шаблонов программой преобразования. При генерации шаблона все символы заменяются значениями из таблицы символов программы преобразования. Значения некоторых символов (таких как classSN) применяются методами генерации разделов для идентификации основных разделов шаблона (которые обозначаются как "classS" или по имени, определенному пользователем).

symbol table. См. parse.

symbolic address. Символьный адрес. Уникальный адрес строки, например "." (точка) или "$" (знак доллара), применяемый вместо номера строки для идентификации расположения данных. См. также pattern address.

symbolic debugger (sdb). Символьный отладчик. Инструмент отладки программ, написанных на определенных языках программирования высокого уровня.

symbolic link. Символьная связь. Тип файла, который содержит путь и действует как указатель на другой файл или каталог.

symbolic name. Символьное имя. Уникальное имя, обозначающее объект, например, файл или элемент данных. См. также name.

symmetrical multiprocessor (SMP) system. Симметричная многопроцессорная система. Система, в состав которой входят несколько одинаковых процессоров, выполняющих одинаковые функции.

SYN. См. synchronization character.

synchronization character (SYN). Символ синхронизации. В двоичной синхронной связи - управляющий символ передачи, обеспечивающий синхронизацию принимающей станции.

synchronous. (1.) Синхронный. Два или несколько процессов, работа которых зависит от определенных событий - например, сигналов синхронизации. (2.) Последовательность или отношение, возникающее через регулярные или предсказуемые промежутки времени.

synchronous data link control (SDLC). (1.) Управление синхронной передачей данных. Способ управления каналом передачи данных с использованием команд, влияющих на передачу данных по каналу связи. Ср. с binary synchronous communication. (2.) Протокол, являющийся подмножеством расширенных процедур управления передачей данных (ADCCP), разработанных ANSI, и протокола HDLC, разработанного Международной организацией по стандартизации. Этот протокол управляет синхронной последовательной побитовой прозрачной для приложения передачей данных по каналу связи. Возможна дуплексная и полудуплексная связь по коммутируемой или некоммутируемой линии. Допустимы двухточечные, многоточечные и кольцевые конфигурации линии связи.

synchronous transmission. (1.) Синхронная передача. В передаче данных - способ передачи, при котором передача и прием данных синхронизированы по времени. Ср. с asynchronous transmission. (2.) Передача данных, при которой начало каждого сигнала, обозначающего единицу данных, жестко привязано ко времени.

syntax. (1.) Синтаксис. Грамматические правила построения команды, оператора или программы. (2.) В XOM: (a.) Синтаксис OM - это любая из категорий, в которую спецификация управления объектами статически группирует значения на основе их формы. Эти категории являются дополнением типа значения OM. (b.) Категория, в которую значение атрибута помещается на основании его формы.

syntax diagram. Синтаксическая диаграмма. Диаграмма, которая показывает правила формирования команды, вводимой в командной строке.

syntax error. Синтаксическая ошибка. Обнаруживаемая на этапе компиляции ошибка, вызванная неправильным синтаксисом. См. также semantic error.

syntax template. Синтаксический шаблон. Лексическая конструкция, содержащая символ "*", на основании которой может быть создано несколько вариантов синтаксиса атрибута путем замены символа "*" на текст.

system. Система. Компьютер, а также относящиеся к нему устройства и программы.

System/370 Host Interface Adapter (HIA). Адаптер, обеспечивающий подключение POWERstation или POWERserver к блоку 5088 Graphics Control Unit.

system address list. Системный список адресов. Поддерживаемый системным администратором список адресов, который может применяться всеми пользователями системы для формирования исходящих вызовов X.25 с помощью команды xtalk. См. также address list и user address list.

System Application Architecture FORTRAN (SAA FORTRAN). Расширение стандарта ANSI X3.p - 1978 FORTRAN 77.

system board. Системная плата. Главная печатная плата в системном блоке, обеспечивающая поддержку основных системных устройств, таких как клавиатура, мышь и т.п. Системная плата также отвечает за выполнение других базовых функций.

system call. Системный вызов. Вызов процедуры операционной системы из программы.

system console. Системная консоль. Консоль, обычно оборудованная клавиатурой и дисплеем, применяемая оператором для связи и управления системой. Синоним понятия console.

system customization. Настройка системы. Описание устройств, программ и пользователей в конкретной системе обработки данных. Ср. с configuration. См. также customization.

system date. Системная дата. Дата, установленная в системе при настройке и поддерживаемая системой. См. creation date и session date.

system dump. Системный дамп. Копия определенных областей оперативной памяти. Синоним понятия дамп ядра.

system image. Образ системы. Представление программы (и ее данных) на момент нахождения в системной памяти.

system management. Управление системой. Задачи по поддержанию работоспособности системы и ее настройке в соответствии с изменяющимися требованиями.

System Management Interface Tool (SMIT). Инструмент управления системой. Набор меню, упрощающих выполнение таких задач, как установка и настройка программного обеспечение, настройка и управление устройствами, поиск неполадок и работа с запоминающими устройствами. SMIT поставляется как в текстовом варианте, так и с графическим интерфейсом AIXwindows.

system memory. Системная память. Синоним понятия main storage, но обычно используется для обозначения аппаратной полупроводниковой памяти (модулей памяти).

system menu. Системное меню. В AIXwindows - раскрывающееся меню в левом верхнем углу окна, позволяющее восстанавливать и изменять размер окна, а также перемещать, свертывать и развертывать окно. Кроме того, это меню обеспечивает выход из приложение или закрытие окна. С помощью системного меню можно вызывать окно диалога, содержащее список активных приложений. Дополнительная опция разбиения окна позволяет просматривать различные части объекта одновременно.

System Network Architecture (SNA). (1.) Системная сетевая архитектура. Архитектура управления передачей информации в сети. (2.) Описание логической структуры, форматов, протоколов и порядка работы при передаче информации по сети, управлении конфигурацией и работой сетей.

system node. Системный узел. В иерархии устройств - узел самого высокого уровня. Каждое аппаратное устройство подключено по цепочке к системному узлу. Например, диск SCSI подключен к адаптеру SCSI, который подключен к шине, подключенной к системному узлу.

System Object Model (SOM). Модель системных объектов. Объектно-ориентированная технология программирования, обеспечивающая разработку, создание и поддержку двоичных библиотек классов.

system parameters. Синоним понятия kernel parameters.

System Performance Measurement Interface (Spmi). В Performance Toolbox - API промежуточного уровня, позволяющие прикладной программе регистрировать собственную информацию о производительности этой программы или другого компонента системы. После регистрации такая информация становится доступной любому клиенту, локальному или удаленному. Эти API обеспечивает доступ к локальной базе статистической информации без использования сетевого интерфейса. Подобные приложения называются локальными клиентами данных.

system profile. Системный профайл. Файл, содержащий значения по умолчанию, применяемые в работе системы.

System Program Controller (SPC). Контроллер системных программ. Системная программа, управляющая работой прикладных программ, работающих в фоновом режиме (программ-демонов).

system prompt. Системное приглашение. Синоним понятия command line. Системное приглашение - это символ, который выводится в командной строке операционной системы. Оно означает, что операционная система готова к вводу команд.

System Resource Controller (SRC). Контроллер системных ресурсов. Набор команд и процедур для создания подсистем и управления их работой. SRC управляет процессами подсистем с помощью общей командной строки и интерфейса C. SRC применяется в том случае, когда требуется стандартный способ запуска, завершения и сбора информации о состоянии процессов.

system restart. Синоним понятия initial program load.

system ROS. Часть микрокода системы, отвечающая за загрузку загрузочного образа.

system services control point (SSCP). Управляющая точка системного обслуживания. В SNA - фокусная точка сети SNA, предназначенная для настройки, управления запросами сетевого оператора и задачами поиска неполадок, а также поддержки каталогов и других сеансовых служб для конечных пользователей сети. Несколько SSCP, работающих в равноправном режиме, позволяют разделить сеть на контрольные области, где с каждой SSCP связана иерархическая система физических и логических устройств этой области.

system startup. Синоним понятия initial program load.

system time. Системное время. Время, затраченное системой на обслуживание запросов приложения. Системное время включает задержки при выделении памяти и устройств программе, а также время выполнения системных вызовов, сформированных программой.

system unit. Системный блок. Часть системы, содержащая процессорный модуль.

system user. Пользователь системы. Лицо, устройство или система, использующая компьютерную системы.


[ Страница назад | Страница вперед | Содержание | Домой| Юридическая информация | Найти ]