[Домой| Юридическая информация | Найти ]

Глоссарий


P

pacing. (1.) Управление скоростью передачи. Технология, применяемая в принимающих компонентах средств связи для управления скоростью передачи, основанная на передаче специального сигнала, позволяющего избежать переполнения приемного буфера. (2.) Протокол передачи файлов, применяемый в некоторых системах. Этот протокол обеспечивает управление передачей данных путем ожидания специального символа или выдержки паузы заданной продолжительности. Этот протокол предотвращает потери данных, которые могут быть вызваны превышением максимального размера блока или слишком высокой скоростью передачи. См. также line pacing, local pacing, receive pacing и remote pacing.

pacing response. Разрешение на продолжение передачи. В SNA Server - индикатор готовности принимающего компонента к приему следующей группы данных. При управлении скоростью передачи на уровне сеанса этот индикатор передается в заголовке ответа (RH), а при управлении скоростью передачи для виртуальных маршрутов - в заголовке передачи (TH).

pack loop. Цикл упаковки. Цикл, упаковывающий активные ячейки массива с зарезервированным пространством в другой массив, в котором между первым и последним активным элементом нет пустых ячеек.

package. (1.) Отдельно устанавливаемая часть программного продукта. Различные пакеты одного и того же продукта устанавливаются отдельно и могут работать независимо друг от друга. (2.) В языке Ada пакет означает группу логически связанных элементов, таких, как типы, объекты этих типов и подпрограммы, параметры которых относятся к данным типам. Пакет состоит из объявления пакета и тела пакета. В объявлении пакета всегда есть открытая часть, содержащая объявления всех элементов, которые можно явно использовать за пределами пакета. Кроме того, в объявлении пакета может присутствовать и скрытая часть, которая содержит сведения, дополняющие описание объявленных открытых элементов, но несущественные для пользователя, работающего с пакетом. В теле пакета описываются реализации подпрограмм (и, возможно, задач в виде других пакетов), перечисленных в объявлении пакета. Пакет - это одна из разновидностей программных блоков. См. также private part.

package closure. Обрамление пакета. Набор классов, поддержка которых необходима для создания экземпляров всех классов, определенных в пакете.

packet. Пакет. В средствах передачи данных - последовательность двоичных цифр, которая включает сигналы данных и управляющие сигналы и передается и коммутируется как единое целое. Данные, сигналы управления вызовом и данные контроля ошибок располагаются в специальном порядке. См. также call-accepted packet, call-connected packet, call-request packet, clear-confirmation packet, clear-indication packet, clear-request packet, data packet, incoming-call packet, interrupt packet, interrupt-confirmation packet, reset-request packet, reset-confirmation packet, address field и restart-confirmation packet.

packet assembler/disassembler (PAD). Устройство монтажа/демонтажа пакетов. В X.25 - оборудование для подключения асинхронных устройств к сети X.25.

packet header. Заголовок пакета. В X.25 - управляющая информация, расположенная в начале пакета и определяющая тип его содержимого.

packet level. Уровень пакета. В X.25 - сочетание формата пакетов и набора управляющих процедур, обеспечивающих обмен управляющей информацией и пользовательскими данными между терминальным оборудованием (DTE) и конечным оборудованием для передачи данных (DCE). Синоним термина level 3. См. также level, frame level, datalink level и physical level.

packet-level interface. Интерфейс уровня пакета. В X.25 - уровень интерфейса DTE/DCE при работе в режиме коммутации пакетов, обеспечивающий обмен данными и сигналами с помощью пакетов. См. также frame-level interface.

packet mode operation. Коммутация пакетов. То же, что и packet switching.

packet size. Размер пакета. В X.25 указывает объем пользовательских данных в пакете.

packet switching. Коммутация пакетов. Маршрутизация и передача данных путем адресации пакетов таким образом, что канал оказывается занятым только на время передачи пакета. По завершении передачи канал освобождается для передачи других пакетов. Синоним понятия packet mode operation. См. также circuit switching.

packet window. Окно пакетов. В X.25 число пакетов, которые могут быть переданы без подтверждения. См. также frame window и window.

packing. Упаковка. В AIXwindows и Enhanced X-Windows - группировка дочерних объектов в рамках родительского объекта-контейнера. Если дочерние объекты упакованы плотно, среднее расстояние между их рамками минимально; если же они упакованы неплотно, среднее расстояние между их рамками максимально.

pad. (1.) Заполнение. Заполнение неиспользуемых позиций поля незначащими символами, обычно нулями или пробелами. (2.) Аттенюатор. Устройство для снижения уровня сигнала. Может применяться для снижения уровня сигнала или согласования импеданса.

padding. Заполнение. Добавление байтов в поток данных для соответствия протоколу или другим требованиям. Заполнение упрощает переносимость технических решений в другие архитектуры.

page. (1.) Страница. Блок инструкций и/или данных. (2.) Участок текста, строки которого умещаются в окне. (3.) В системе виртуальной памяти - блок постоянной длины, которому присвоен виртуальный адрес и который передается из реальной памяти в дополнительную и обратно как единое целое. (4.) Неразрывный участок сегмента виртуальной памяти размером 4096 байт. Смещение каждой страницы от начала сегмента кратно 4096. См. также leaf.

page cluster. Кластер страниц. Тип буфера памяти, сформированного из полной страницы памяти (как правило, 4096 байт).

page fault. (1.) Прерывание работы программы в ситуации, когда активная страница ссылается на страницу, не загруженную в память. (2.) Прерывание, возникающее при попытке процессора обратиться к странице виртуальной памяти, не загруженной в реальную память.

page frame. (1.) Страница физической памяти. Область реальной памяти размером со страницу. (2.) Область оперативной памяти, содержащая страницу. (3.) Непрерывный фрагмент реальной памяти длиной 4096 байт, в котором хранится страница виртуальной памяти.

page frame table. Таблица страниц физической памяти. Таблица, размещенная в реальной памяти и содержащая реальные адреса всех определенных в данный момент страниц.

pagination. (1.) Разбиение на страницы. Процесс разбиения текста на части в соответствии с размером страниц. (2.) В текстовых редакторах - автоматическое форматирование текста в соответствии с заданными параметрами страниц.

paging. (1.) Подкачка. Передача инструкций и/или данных из реальной памяти во внешнюю страничную память и обратно. (2.) Передача данных из памяти в массовое запоминающее устройство и обратно по мере необходимости. (3.) В системах виртуальной памяти System/370 процесс передачи страниц из реальной памяти во внешнюю страничную память и обратно.

paging device. Устройство подкачки. Диск, на котором хранятся страницы памяти, не загруженные в настоящий момент в реальную память.

paging space. Пространство подкачки. Область дисковой памяти для хранения информации, которая размещена в виртуальной памяти, но к которой в данный момент не обращаются.

paint. Закрашивание. В компьютерной графике - заливка области рисунка определенным цветом.

PAL. (1.) Программируемая логическая матрица. (2.) Национальный стандарт телевещания, применяемый в странах Европы и в других странах. См. также NTSC и SECAM.

PAL signal. Сигнал PAL. Фазовый аналоговый сигнал, называемый также сложным видеосигналом. Европейский стандарт сложного видеосигнала.

palette. (1.) Область интерфейса, предназначенная для создания специальных компонентов настройки и их объединения с другими компонентами. Впоследствии эти компоненты можно копировать и перемещать в другие интерфейсы. (2.) В CDE - графический набор параметров настройки, таких, как цвета или наборы инструментов, которые можно задать для приложения.

pane. Панель. Часть внутреннего пространства окна на экране, предназначенная для предоставления информации пользователю. Окно может состоять из одной или нескольких панелей. См. также menu pane.

panel. (1.) Панель. Набор логически взаимосвязанных сведений, показанный на экране для обмена информацией с пользователем. (2.) Группа из одной или нескольких подпанелей (pane), рассматриваемая как единое целое. Части панели отображаются и скрываются одновременно и обычно предоставляют пользователю, работающему с приложением, единый блок информации. Панель отображается на экране в виде прямоугольной области, полностью заполненной подпанелями (panes).

panning. (1.) Панорамирование. В компьютерной графике - просмотр изображения, которое из-за большого размера не помещается на одном экране, путем перемещения от одной части изображения к другой. (2.) Постепенное перемещение всего рисунка на экране для создания у пользователя впечатления, что рисунок движется в горизонтальном направлении.

paragraph. (1.) Абзац. Фрагмент текста, отделенный от других пустыми строками. (2.) В текстовых редакторах - группа из одного или нескольких предложений, до или после которой может стоять соответствующий индикатор.

parallel channel. Параллельный канал. Протокол связи между контроллерами и процессорами мейнфрейма.

parallel device. Параллельное устройство. Устройство, которое может выполнять несколько операций одновременно. Ср. serial device.

parallel processing. Параллельная обработка. Режим, в котором одновременно обрабатываются несколько задач и все они находятся в активном состоянии. Ср. serial processing.

parallel transmission. (1.) Параллельная передача. Одновременная передача всех битов символа. (2.) В передаче данных - одновременная передача нескольких элементов телеграфного сигнала или сигнала данных.

parameter. (1.) Параметр. Информация, передаваемая пользователем панели, команде или функции. (2.) Переменная, которой в указанном приложении присваивается постоянное значение. (3.) Данные, передаваемые между программами и процедурами. (4.) В языке Ada параметр - один из именованных элементов, связанных с подпрограммой, точкой входа или общим блоком, и применяемых для связи с телом соответствующей подпрограммы, приема оператора или всего тела подпрограммы. Формальный параметр - это идентификатор, обозначающий именованный элемент в теле. Фактический параметр - это конкретный элемент, соответствующий формальному параметру при вызове подпрограммы, точки входа или при создании обобщенного экземпляра. Режим формального параметра указывает, должен ли соответствующий фактический параметр передать значение формальному параметру и/или наоборот. Соответствие между формальными и фактическими параметрами можно установить по имени и/или по положению. См. также formal parameter и mode.

parameter block. Блок параметров. Блок памяти, содержащий специальные параметры операции ioctl.

parameter declaration. Объявление параметра. Описание значения, принимаемого функцией. В объявлении параметра определяются класс памяти и тип данных этого значения.

parametric bicubic surface. Параметрическая бикубическая поверхность. Поверхность, определяемая тремя уравнениями. Уравнение для x: x(u,v) = a11u3v3 + a12u3v3 + a13u3v + a14u3 + a21u2v3 + a22u2v2 + a23u2v + a24u2 + a31uv3 + a32uv2 + a33uv + a34u + a41v3 + a42v2 + a43v + a44. Уравнения для y и z выглядят аналогично. Точки бикубической поверхности определяются путем изменения параметров u и v в диапазоне от 0 до 1. Когда один параметр остается постоянным, а другой варьируется от 0 до 1, в результате получается кубическая кривая. Если w(u,v)=1 для всех u,v, бикубическая поверхность называется "обыкновенной", если же w(u,v) ведет себя как функция от u и v, поверхность называется рациональной. См. также homogeneous coordinates.

parametric component. Параметрический компонент. В AIXwindows простой и быстрый механизм получения всех функций, необходимых для большинства приложений.

parametric cubic curve. Параметрическая кубическая кривая. Кривая, заданная уравнением x(t) = axt3 + bxt2 + cxt + dx; y(t) = ayt3 + byt2 + cyt + dy; z(t) = azt3 + bzt2 + czt + dz; w(t) = awt3 + bwt2 + cwt + dw, где x, y, z и w - многочлены третьей степени. Параметр t обычно принимает значения от 0 до 1. Подобная кривая считается рациональной только в случае, если a(w), b(w) или c(w) не равно 0; в противном случае это просто параметрическая кривая общего вида. См. также B-spline cubic curve, Bezier cubic curve и cardinal spline cubic curve.

parent. (1.) Предок, родитель. Процесс, порождающий дочерние процессы с помощью примитива порождения. (2.) Для защищенного ресурса - файл или библиотека, список пользователей которой является общим с несколькими другими файлами или библиотеками. Ср. с child. (3.) В AIXwindows и Enhanced X-Windows - графический объект, управляющий несколькими вложенными графическими объектами меньшего размера. Меньшие графические объекты называются дочерними объектами или потомками и автоматически удаляются при удалении предка. (4.) В языке Ada - связанная спецификация тела пакета или тела подпрограммы. Предок подмодуля - это тело, в котором объявлен подмодуль.

parent class. Родительский класс. В SOM это класс, от которого другой класс наследует методы экземпляров, атрибуты и переменные экземпляров. Родительский класс иногда также называют базовым классом или суперклассом.

parent device. Родительское устройство. Термин, определяющий расположение устройства в иерархической структуре. Обозначает устройство, к которому подключено выбранное вами устройство. Например, родительским устройством диска SCSI может быть адаптер SCSI.

parent directory. Родительский каталог. Каталог на один уровень выше текущего. См. также parent folder.

parent folder. Родительская папка. В CDE - папка, содержащая вложенные папки и файлы. При обсуждении работы с командной строкой ее могут называть родительским каталогом. См. также subfolder.

parent ID. ИД предка. Последовательность символов, позволяющая идентифицировать графический объект, управляющий дочерними объектами (объектами меньшего размера).

parent method call. Вызов метода предка. В SOM техника, при которой в реализации переопределяющего метода вызывается метод родительского класса.

parent type. Тип предка. Понятие языка Ada. См derived type.

parent window. Родительское окно. В Enhanced X-Windows - окно, управляющее размером и размещением дочерних окон. Если у окна есть дочерние окна, оно называется окном-предком или родительским окном.

parity bit. Бит контроля четности. Двоичная цифра (бит), добавленная в конец группы двоичных цифр для того, чтобы сумма всех цифр в группе была всегда четной (контроль четности) или всегда нечетной (контроль нечетности).

parity check. Проверка четности. Проверка массива двоичных чисел, определяющая, четное ли число нулей (или единиц) в этом массиве.

parity error. Ошибка контроля четности. Ошибка передачи данных, возникающая в случае, когда четность принятых данных отличается от ожидаемой. Эта ошибка обычно бывает вызвана разной настройкой параметров контроля четности в передающей и принимающей системах.

parse. (1.) Синтаксический анализ. В системах с разделением времени - анализ введенных операндов команды, и создание на их основе списка параметров для командного процессора. (2.) Для того чтобы интерпретатор командной строки мог преобразовать команду операционной системы в исполняемый машинный код, интерпретатор должен разбить команду на более простые элементы, или "синтаксические компоненты". Этот процесс и называется синтаксическим анализом.

parser. Синтаксический анализатор. Программа, которая интерпретирует введенные пользователем символы и определяет способ их обработки. См. также grammar rules.

participant. Участник. Приложение является участником транзакции, если оно начинает транзакцию или принимает запрос в ходе обработки этой транзакции.

partition. (1.) Раздел. Логическая область памяти на жестком диске. (2.) Область памяти фиксированного размера.

partner. Партнер. В передаче данных - удаленная прикладная программа или удаленный компьютер.

Pascal. Паскаль. Многоцелевой язык программирования высокого уровня. Программы на Паскале имеют модульную структуру и состоят из независимых процедур.

pass-by-CONST. Передача по константе. Механизм передачи параметров в языке Pascal, обеспечивающий передачу вызываемой процедуре адреса переменной. Вызываемая процедура не может изменять этот формальный параметр. Синоним понятия pass-by-read-only-reference.

pass-by-read-only-reference. Передача по ссылке только для чтения. Синоним понятия pass-by-CONST.

pass-by-read/write-reference. Синоним понятия pass-by-VAR

pass-by-value. Передача по значению. Механизм передачи параметров в языке Pascal, обеспечивающий передачу вызываемой процедуре копии значения фактического параметра. Если вызываемая процедура изменяет этот формальный параметр, на значении соответствующего фактического параметра это никак не отражается.

pass-by-VAR. Передача по переменной. Механизм передачи параметров в языке Pascal, обеспечивающий передачу вызываемой процедуре адреса переменной. Если вызываемая процедура изменит этот формальный параметр, то значение соответствующего фактического параметра также будет изменено. Синоним понятия pass-by-read/write-reference.

pass-through function. Сквозная функция. Возможность передавать данные в пределах программы явно, без преобразования.

pass-through mode. Режим удаленного доступа. Режим работы в VM/Pass-ThroughFacility, в котором пользователи дисплейных станций VM могут обращаться в интерактивном режиме к системам VM, в том числе и к той, к которой подключен терминал. Кроме того, в этом режиме пользователи могут обращаться и к не-PVM системам с удаленной консолью оператора (ROCF), поддерживающим дисплейные станции 3270 BSC и процессоры 4300. Пользователь может обратиться к другой системе в удаленной сети, войти в нее и работать с ней так, как если бы его локальный терминал был непосредственно подключен к этой системе. После входа в удаленную систему средства PVM прозрачны для пользователя.

passive gateway. Пассивный шлюз. Шлюз, не участвующий в обмене информацией о маршрутизации. Данные о маршрутизации этого шлюза хранятся в таблицах маршрутизации и включаются во все передаваемые им данные о маршрутизации. Ср. с active gateway.

passive grab. Пассивный захват. Захват клавиши или кнопки в Enhanced X-Windows. Захват становится активным, когда захваченная клавиша или кнопка нажата. Ср. с active grab. См. также grab, button grabbing, pointer grabbing и key grabbing.

password. (1.) Пароль. Строка символов, известная только конкретному пользователю и системе. Для получения доступа к системе и хранящимся в ней данным пользователь должен ввести правильный пароль. (2.) Зашифрованная строка с информацией о разработчике программного обеспечения (пароль разработчика) или о программном продукте (пароль продукта).

password security. Защита паролем. Процесс, в ходе которого система запрашивает у пользователя пароль для входа в систему.

patch. Параметрическая бикубическая поверхность.

path. (1.) Путь. В SNA - серия компонентов сети, через которые осуществляется обмен данными между двумя сетевыми адресуемыми устройствами (NAU). Путь включает элементы управления путем, элементы управления передачей данных и связей. (2.) В сети - любой маршрут между двумя узлами. (3.) В базе данных - последовательность сегментов от корневого до какого-либо конкретного сегмента. (4.) В программе InfoExplorer - список статей, ведущий к статье, показанной на экран в данный момент. (5.) В CDE - текстовая строка, указывающая положение папки (каталога) в иерархической структуре.

path list. Список путей. Структура или параметр, в котором хранится полное имя файла.

path name. Полное имя. Имя файла, в котором указаны все каталоги, ведущие к файлу. См. также full path name и relative path name.

pattern. (1.) Шаблон. Одно или несколько регулярных выражений, определяющих шаблон поиска. (2.) В GL - массив битов 16x16, 32x32 или 64x64, определяющий текстуру для закрашивания многоугольников.

pattern-action. Действие по шаблону. Если команда awk обнаруживает в файле входных данных шаблон, соответствующий строке в файле программы, она выполняет соответствующее действие над этой строкой.

pattern address. Адрес шаблона. Ссылка на строку по ее содержимому, а не по числовому или символическому адресу. Адрес шаблона может быть строкой символов или регулярным выражением. См. также symbolic address.

pattern matching. Соответствие шаблону. Совпадение символов с указанным шаблоном поиска.

pattern-matching character. Символ шаблона. Специальный символ, например, * (звездочка) или ? (вопросительный знак), заменяющий один или несколько символов. Например, символ ? в спецификации файла означает, что на этом месте может стоять любой символ. Синоним понятия символ подстановки.

pattern strings. Строки шаблона. Строки стандартных выражений, соединенные специальными символами шаблона. Строки шаблона можно применять в адресах для указания строк, а в некоторых подкомандах и для указания частей строк.

PBX. Private Branch Exchange. Частная телефонная система с автоматическим выбором внешней линии.

PC. Персональный компьютер.

PCI. Программируемое управление прерываниями.

PCM. Управление физическими соединениями.

PCS. См. programmable character set.

PDN. См. public data network.

PE. (Phrase Encoded). Формат записи на магнитную ленту с плотностью 1600 bpi.

peak rate. Пиковая скорость. Максимальная скорость, с которой устройство могло бы работать в идеальных условиях, если бы рабочая схема его загрузки выбиралась разработчиком устройства.

peer-to-peer communications. Равноправный обмен данными. Обмен данными между двумя узлами с одинаковым относительным статусом. Начать диалог может любой из этих узлов. См. также Logical Unit Type 6.2.

peer trust. Доверие равноправных узлов. Тип доверительного отношения между двумя ячейками, устанавливаемый путем применения общего секретного ключа в процедуре взаимной идентификации этих ячеек. Это отношение позволяет субъектам из одной ячейки осуществлять защищенный обмен данными с субъектами из другой ячейки.

pel. См. picture element.

pending. Ожидающий.

pending state. Состояние ожидания. Состояние серверной программы, когда она получила запрос на выполнение какого-либо действия (запуск, останов или паузу), но еще не выполнила это действие.

PEP. Протокол обмена пакетами. Служба дейтаграмм, реализованная в библиотеке пользовательского уровня с помощью сокетов дейтаграмм IDP.

per-process data area. Область данных процесса. В режиме ядра это часть сегмента стека пользовательского процесса. В этой области хранятся такие данные о процессе, как текущий каталог, содержащий открытые процессом файлы, или ввод в режиме ввода-вывода. Подкачка этой области осуществляется вместе с процессом. Указанная информация хранится в верхнем сегменте стека. См. также user block и user structure.

peripheral device. Периферийное устройство. По отношению к конкретному системному блоку - любое оборудование, которое может обмениваться данными непосредственно с этим блоком.

peripheral unit. Периферийный блок. См. peripheral device.

permanence. Постоянство. Основное свойство систем обработки транзакций. Этот термин означает, что после того как транзакция будет зафиксирована, изменения, внесенные в данные в ходе ее обработки, примут постоянный характер. Если последующие транзакции запросят данные, измененные в ходе обработки предыдущей транзакции, они всегда будут работать с новыми данными. Эти изменения должны сохраниться даже в случае краха системы.

permanent error. Постоянная ошибка. Ошибка, которая при повторении действия всегда появляется вновь.

permanent link. Постоянное соединение. Соединение с мультиплексором, которое может существовать, даже если с ним не связан открытый управляющий поток.

permanent storage. Постоянная память. Устройство памяти, содержимое которого нельзя изменить.

permanent virtual circuit (PVC). Постоянный виртуальный контур. В X.25 - виртуальный контур, для которого на каждом DTE существует постоянно связанный с ним логический канал. При этом протоколы установления соединения не требуются. Ср. с switched virtual circuit. См. также virtual circuit.

permission. Права доступа. Режимы доступа к защищенному объекту.

permission code. Код доступа. Код из трех восьмеричных цифр или девяти букв алфавита, обозначающий права доступа. Различают права доступа на чтение, запись и выполнение. См. также access permission.

permission field. Поле прав доступа. Одно из трехсимвольных полей, показанных в списке каталогов в колонке прав доступа. В поле прав доступа указываются права доступа на чтение, запись и выполнение для владельца файла или каталога, для группы и для всех остальных пользователей.

permissions. Права доступа. Коды, определяющие способ работы с файлом различных пользователей системы. В Общей среде рабочего стола это набор флагов, определяющих права доступа пользователей к файлам и каталогам. Права доступа можно просмотреть с помощью команды Свойства... меню Файл.

persistence. Постоянство. В Display PostScript (DPS) - свойство, когда указанный набор символов применяется ко всем последующим сегментам сложной строки, пока не встретится другой набор символов.

persistent data. Постоянные данные. Данные, значения которых сохраняются после нескольких запусков приложений обработки транзакций, независимо от сбоев и перезапусков системы.

persistent object. Постоянный объект. В SOM это объект, состояние которого можно сохранить после окончания работы процесса, создавшего объект. Как правило, такие объекты хранятся в файлах.

persistent segment. Постоянный сегмент. Сегмент, страницы которого постоянно хранятся в одних и тех же областях диска, а не во временных участках пространства подкачки.

perspective projection. Перспективная проекция. Способ достижения глубины и реализма изображения. В перспективной проекции линии проектирования пересекаются в одной точке; размер примитива уменьшается по мере удаления от этой точки. Чем дальше находится примитив от зрителя, тем меньше размер его изображения. Этот эффект, известный как перспектива, присущ фотографическим изображениям и человеческому зрению. См. также orthographic projection.

peta. Пета-. Приставка, обозначающая два в пятидесятой степени.

PEX. Протокол поддержки трехмерной графики.

PEXlib. Интерфейс программирования для протокола PEX.

PFM. См. program fault management.

phase. (1.) Этап. Одна из нескольких фаз проверки и восстановления системы, выполняемой командой fsck. (2.) Отдельная часть процесса, состоящая из взаимосвязанных операций. (3.) Часть программы сортировки и вставки, например, этап сортировки и этап вставки. (4.) Часть вызова при обмене данными.

phase modulation. Фазовая модуляция. Передача сигналов данных путем изменения фазы несущего сигнала.

PHIGS. См. Programmers' Hierarchical Interactive Graphics System.

phototypesetter. Фотонаборная машина. Наборная машина, принцип работы которой основан на проектировании пленочных матриц с напечатанными символами на светочувствительную бумагу или пленку.

physical block. Блок данных. См. block.

physical data block. Блок данных. См. block.

physical device. Физическое устройство. См. device.

physical file. (1.) Физический файл. Индексированный файл с данными, для которых можно создать один или несколько альтернативных индексов. (2.) Файл базы данных, описывающий способ чтения и записи данных обрабатывающей программой, а также формат хранения данных в базе. Физический файл состоит из одного формата записи и одного или нескольких элементов.

physical layer. Физический уровень. Нижний уровень архитектуры сети по модели Взаимодействия открытых систем (OSI) ISO. На этом уровне осуществляется взаимодействие с носителем, определение и генерация сигналов для носителя, а также преобразование и обработка сигналов, полученных с носителя и с канального уровня. См. также physical level.

physical level. Физический уровень. В X.25 - механические, электрические, функциональные и процедурные средства, применяемые для активации, обслуживания и деактивации физической линии связи между терминальным оборудованием (DTE) и конечным оборудованием для передачи данных (DCE). Синоним понятия уровень 1. См. также level, frame level, data-link level, packet level и physical layer.

physical network. Физическая сеть. Сеть, системы которой соединены с помощью физических сетевых кабелей, модемов и других аппаратных средств. Физическая сеть может состоять из одной или нескольких логических сетей.

physical partition (PP). Физический раздел. Наименьшая единица дискового пространства при формировании логических томов. Физический раздел представляет собой неразрывный фрагмент физического тома. Это фрагмент физического тома имеет постоянный размер. Один или несколько физических разделов образуют логический раздел.

physical unit (PU). Физический блок. В SNA - набор программ для управления фактическим аппаратным обеспечением узла.

physical volume (PV). (1.) Физический том. Часть блока памяти, доступ к которой осуществляется с применением механизма однократного чтения/записи: например, барабан, пакет дисков или часть модуля дисковой памяти. (2.) Жесткий магнитный диск, физически подключенный к компьютеру. Фактический объем дисковой памяти на одном жестком диске. См. также log volume.

picking. Выбор. В компьютерной графике - способ нахождения примитивов, показанных на экране рядом с курсором. См. также hit, picking region, selecting и selecting region.

picking region. Область выбора. Прямоугольный участок экрана вокруг курсора, в котором могут происходить события выбора. Если на этом участке экрана изображается примитив, происходит событие выбора. Пользователь может задать ширину и высоту области. Если z-буферизация включена, глубина области включает в себя весь z-буфер. См. также hit, selecting, picking и selecting region.

picture. Рисунок. Изображение в формате pixmap, применяемое для хранения значков, управляющих элементов и фона в Общей среде рабочего стола.

picture element (pel). (1.) Элемент рисунка. В компьютерной графике это наименьший элемент экранного пространства, для которого можно независимо выбрать цвет и яркость. (2.) Точка в буфере кадра или на экране. См. также pixel.

PID. См. process ID.

piecewise linear curve. Ломаная линия. Список пар координат в пространстве параметров неоднородного рационального В-сплайна (NURBS). Для получения ломаной точки соединяются отрезками.

pin. (1.) Закрепленная область памяти. Область памяти, зарезервированная для тех или иных функций. (2.) Игла. Один из контактов в разъеме адаптера.

PIO. См. programmable input/output operation.

PIP. См. Program Initialization Parameters.

pipe. (1.) Конвейер. Организация обработки данных, при которой вывод одного процесса подается на вход другого процесса. Стандартный вывод одной команды можно перенаправить в стандартный ввод другой с помощью оператора конвейера ( | ). Две команды, соединенные таким образом, образуют конвейер команд (pipeline). (2.) Однонаправленный канал передачи данных от передающего процесса к принимающему. См. также pipeline.

pipeline. (1.) Конвейер. Непосредственное, однонаправленное соединение между двумя или несколькими процессами. (2.) Последовательное расположение процессоров или регистров процессора. Каждый процессор или регистр выполняет часть задачи и передает результаты следующему процессору или регистру. При этом можно одновременно выполнять несколько частей задачи или несколько различных задач. (3.) Последовательное выполнение процессов. (4.) Запуск последовательности инструкций до окончания обработки предыдущей последовательности в целях повышения производительности. См. также pipe.

pipeline options. Опции конвейера. В GL - переменные, управляющие ходом обработки на графическом конвейере, например, освещенность. Если освещение включено, цвет примитива вычисляется на основании уравнений освещенности. Если освещение выключено, применяется последний указанный цвет. Другие опции конвейера - флаг теней модели, флаг глубины, флаг выбора, флаг цветового режима (индекс или RGB), флаг z-буфера (разрешающий и запрещающий прорисовку в z-буфере) и т. д. См. также attribute.

pitch. Ширина шрифта. Единица ширины шрифта, основанная на количестве символов, которые можно разместить на одном дюйме. Например, у шрифта с шириной 10 на одном дюйме можно разместить 10 символов.

pixel. Пиксел. Прямоугольный элемент рисунка. Наименьший элемент изображения, одна точка. Экран монитора представляет собой массив пикселов. В черно-белых мониторах изображение формируется путем активации и деактивации пикселов. В цветных мониторах у каждого пиксела есть три компонента: красный, зеленый и синий, причем можно управлять интенсивностью каждого компонента. См. также picture element.

pixel map. Карта пикселов. Трехмерный битовый массив. Карту пикселов можно представить в виде двумерного массива пикселов, причем каждый пиксел может принимать значения от нуля до 2 или N-1, где N - глубина карты. Синоним понятия pixmap.

pixel value. Значение пиксела. В Enhanced X-Windows - число битовых слоев в окне или карте pixmap. Для окна значение пиксела служит для индексации карты цветов и отображения цвета на экране. Пиксел - это значение из N битов, где N - число битовых слоев (глубина) окна или карты pixmap.

pixmap. (1.) То же, что pixel map. (2.) В AIXwindows и Enhanced X-Windows - тип данных, к которому преобразуются значки (изначально созданные в виде битовых массивов). После преобразования соответствующие подпрограммы AIXwindows могут создавать изображения pixmap по ссылкам на файл .Xdefaults (по имени) и по списку аргументов (по pixmap). См. image cache.

placeholder. Заменитель. Объект, компонент или файл, предназначенный только для обозначения позиции чего-либо.

plaintext. Обычный текст. Ввод функции шифрования или вывод функции дешифрования. При дешифровании шифрованный текст преобразуется в обычный.

plane. Слой. При представлении pixmap или окна в виде стека битовых карт каждая из них называется битовым слоем или просто слоем.

plane mask. (1.) Маска слоя. Эта маска определяет, какие участки памяти видеоадаптера изменяются с помощью функций вывода. (2.) В Enhanced X-Windows - битовая маска для ограничения области действия графический операций некоторым набором битовых слоев. Маска хранится в графическом формате. С ее помощью можно ограничить область действия графических операций так, чтобы они затрагивали только определенную часть битовых слоев.

platen. Поверхность, как правило, цилиндрической формы, поддерживающая бумагу при печати на принтере.

playing back. Воспроизведение. В Encina - действия службы восстановления при перезапуске системы обработки транзакций, для которой ведется протокол. После запуска служба восстановления воспроизводит записи протокола для подготовленных, но не зафиксированных транзакций и на основании этих записей восстанавливает старые данные, обеспечивая их целостность.

PList. Массив указателей вместе с набором различных операций добавления и удаления элементов.

plotter. Графопостроитель. Печатающее устройство, подключенное к системе кабелями и предназначенное для печати графиков и чертежей.

plug. Часть электрического разъема. Вставляется в гнездо.

PMF. Кадр управления параметрами.

PMP. См. Preventive Maintenance Package.

PMR. См. Problem Management Record.

point. (1.) Пункт. Единица размера шрифта, равная 0,01384 дюйма (0,3505 мм), т.е. приблизительно 1/72 дюйма. В одной пике (pica) содержится 12 пунктов. (2.) Позиционировать. В CDE - перемещать мышь до тех пор, пока ее указатель не окажется на том или ином элементе или в той или иной области экрана.

point-handle. Точка-описатель. Точка в графическом объекте.

point-to-point link. Двухточечное соединение. Коммутируемое или некоммутируемое соединение между одной удаленной станцией связи и узлом или другой станцией.

pointer. (1.) Указатель. Переменная, в которой хранится адрес объекта данных. (2.) Физический или символический идентификатор уникального объекта. (3.) В компьютерной графике - устройство для перемещения курсора.

pointer grabbing. Захват указателя. В Enhanced X-Windows клиент может захватить управление указателем активно, т.е. события, вызванные перемещением указателя и нажатием кнопок, будут передаваться именно этому клиенту, а не тому, которому они передаются обычно. См. также grab, button grabbing и key grabbing.

pointer to member. Указатель на элемент. Применяется для организации доступа к адресам динамических элементов класса в C++.

pointer type. Тип pointer. Тип данных, переменные которого содержат адреса других переменных и, иногда, другую информацию об этих переменных.

pointing. Позиционирование. Установка курсора позиционирующего устройства на объекте экрана. Действие, цель которого - разместить курсор мыши поверх какого-либо элемента на экране.

pointing device. Позиционирующее устройство. В Enhanced X-Windows - устройство, свободно перемещающееся в нескольких направлениях; как правило, это мышь. Видимый на экране курсор определяется с помощью протокола Core; если позиционирующее устройство подключено, курсор перемещается по экрану в соответствии с перемещениями этого устройства.

polar coordinates. Полярные координаты. Система координат на плоскости; первая координата задает расстояние до определенной точки, называемой полюсом, вторая - угол поворота от некоторого опорного направления (как правило, от оси x против часовой стрелки).

poll. (1.) Опрос. В передаче данных - процедура опроса для определения того, готова ли станция к передаче информации. (2.) Запуск последовательности опроса.

polled I/O devices. Опрашиваемые устройства ввода-вывода. Устройства (клавиатура, мышь, кнопки, дополнительные клавиатуры), текущие значения которых считываются пользовательским процессом.

polling. (1.) Опрос. Для многоточечных и двухточечных соединений - регулярно повторяющийся процесс "приглашения" станций данных к передаче данных. (2.) Опрос устройств для предотвращения конфликтов, а также определения эксплуатационного состояния или готовности к передаче или приему данных.

polyline. Ломаная. В компьютерной графике - последовательность отрезков с общими концами.

polymarker. Полимаркер. В компьютерной графике - последовательность маркеров. В определение маркера входят такие специальные атрибуты, как цвет, стиль, ширина, высота, шаблон и начальная позиция.

polymorphic functions. Полиморфные функции. Функции, которые можно применять к объектам нескольких типов данных. В C++ существует два способа реализации полиморфных функций: перегрузка функций (соответствие функций при вызове устанавливается на этапе компиляции) и виртуальные функции (соответствие устанавливается на этапе выполнения).

polymorphism. Полиморфизм. Понятие объектно-ориентированного программирования, которое в разных системах может пониматься по-разному. Приведем несколько различных определений полиморфизма: (а) метод или процедуру можно вызывать, указывая аргументы различных типов; (b) одна и та же переменная в разное время может принимать значения различных типов; (c) имя метода может обозначать несколько процедур метода. В системе SOM применяется третье определение (например, когда класс SOM переопределяет определение метода класса-предка, чтобы изменить его работу). Слово "полиморфный" происходит из латинского языка и означает "способный принимать несколько форм".

pop. Термин, означающий удаление модуля, расположенного сразу после заголовка потока.

pop-down. В Enhanced X-Windows - действие, выполняемое типом виджета, который закрывается после того, как пользователь отпустит кнопку мыши.

pop up. (1.) Всплывающее окно. В Enhanced X-Windows - окно на экране, которое содержит информацию или в котором пользователь должен сделать выбор. (2.) В Enhanced X-Windows - действие, выполняемое виджетом, который автоматически открывается после того, как пользователь нажмет кнопку мыши в пределах определенного окна. (3.) Создание выпадающего окна. Применение виджета для создания окна вне иерархии окон, заданной деревом виджетов.

pop-up cascade. Всплывающий каскад. В Enhanced X-Windows - несколько последовательно раскрывающихся всплывающих окон, которые появляются на экране после каких-либо действий в модальном всплывающем окне.

pop-up child. Выпадающее дочернее окно. В Enhanced X-Windows - потомок в списке выпадающих окон.

pop-up list. Список выпадающих окон. Список выпадающих дочерних окон, хранящихся в виджете.

pop-up menu. (1.) Синоним понятия popup. (2.) В AIXwindows - тип виджета MenuPane, который появляется на экране при определенных действиях пользователя (обычно при щелчке мыши) и исчезает с экрана после завершения действия. (3.) Определение интерфейса для преобразования. (4.) В CDE - меню, которое связано с объектом и при вызове появляется рядом с ним. Вызов выпадающего меню обычно осуществляется с помощью третьей кнопки мыши или клавиш Shift+F10.

pop-up widget. Всплывающий виджет. В Enhanced X-Windows - дочернее окно корневого окна, которое подключается к своему родителю способом, отличным от нормального; такой виджет может выходить на экране за границы родительского окна.

pop-up window. Всплывающее окно. Любое окно, которое автоматически открывается при активации. См. также pop-up.

popdown. Исчезновение. В AIXwindows - способ, с помощью которого виджет типа MenuPane исчезает с экрана при определенных действиях пользователя (как правило, это щелчок мыши).

popup. Всплытие. В AIXwindows - способ, с помощью которого виджет типа MenuPane появляется (всплывает) на экране при определенных действиях пользователя (как правило, это щелчок мыши). Синоним понятия pop-up menu. См. также pop-up window.

POR. См. power-on reset.

port. (1.) Порт. Часть системного блока или удаленного контроллера, к которой подключаются соединительные кабели внешних устройств (дисплейных станций, терминалов, принтеров). Порт представляет собой точку доступа для ввода и вывода данных в вычислительной системе. (2.) Точка входа в сеть или выхода из нее. (3.) Перенос. Внесение в программу, работающую на компьютере определенного типа, изменений, необходимых для ее выполнения на компьютере другого типа. (4.) Порт. В NCS - специальная конечная точка соединения в пределах хоста. Порты различаются по номерам. См. также socket и listening.

portability. Переносимость. Характеристика, означающая, можно ли откомпилировать исходный текст и получить работоспособную программу на компьютере с другой архитектурой, не изменяя исходного кода.

portable character set. Переносимый набор символов. В системном интерфейсе XPG4 - набор символов, имеющийся во всех локалях, поддерживаемых системами XSI, а именно набор символов ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ

abcdefghijklmnopqrstuvwxyz

0123456789!#%^&*()_+-={}[] :"~;'`<>?,.|\/@$

В этот набор входят также символы предупреждения, возврата на позицию, табуляции, новой строки, вертикальной табуляции, перевода страницы, возврата каретки, пробел и пустой символ NUL.

portable file name character set. Переносимый набор символов для имен файлов. В системном интерфейсе XPG4 - набор символов, из которых могут состоять переносимые имена файлов. Для того чтобы имя файла было переносимым в пределах всех реализаций стандартов XPG4 и ISO POSIX-1, оно должно включать только следующие символы:

abcdefghijklmnopqrstuvwxyz

0123456789._-

Последние три символа - это соответственно десятичная точка, символ подчеркивания и дефис. Дефис не должен быть первым символом переносимого имени файла. При этом прописные и строчные буквы различаются. В переносимых полных именах файлов допустима также обратная косая черта (\).

Portable Operating System Interface For Computer Environments (POSIX). Переносимый интерфейс операционных систем для вычислительных сред. Стандарт IEEE для операционных систем.

portrait display. Дисплей с книжной ориентацией. Прямоугольный дисплей, высота которого больше ширины. См. также landscape display.

portrait upside-down. Книжная перевернутая ориентация. Ориентация страницы, при которой верхняя часть страницы выходит из принтера после нижней.

POS registers. Регистры POS (Программируемого выбора опций). Набор регистров, с помощью которых программное обеспечение может автоматически настраивать устройства на шине Micro Channel при включении системы. Эти регистры позволяют программам настройки, запускаемым при включении компьютера, автоматически распознавать адаптеры и настраивать их параметры, например, базовый адрес и номер прерывания.

position. (1.) Позиция. Любое место в строке, которое имеет номер и на котором может стоять символ. (2.) Положение символа в последовательности, например, в записи, в сообщении или в выводе на принтер.

position (within an attribute). Позиция (в пределах атрибута). Положение одного значения по отношению к другому.

position (within a string). Позиция (в строке). Положение одного элемента строки по отношению к другому.

positional association. Связь по позиции. В языке Ada задает связь элемента с его позицией в списке, чтобы позволяет определить элемент по его позиции в тексте.

positional parameter. (1.) Функция оболочки, присваивающая переменным в программе значения, указанные в командной строке. (2.) Параметр, который должен стоять в указанном месте по отношению к другим позиционным параметрам.

POSIX. См. Portable Operating System Interface For Computer Environments.

post. Активация. Действие, необходимое для появления выпадающего или всплывающего меню. Как правило, это щелчок мыши или нажатие одной из кнопок мыши.

POST. См. power-on self-test.

post processor. Постпроцессор. Программа, предназначенная для выполнения завершающих вычислительных или организационных действий. При форматировании текста команды постпроцессора преобразуют вывод команд nroff и troff в формат, поддерживаемый конкретным принтером или фотонаборной машиной.

posted event. Зафиксированное событие. Уведомление, которое устройство DLC передает средствам поддержки DLC с помощью системного вызова e_post.

PostScript. Язык описания страниц, применяемый для управления выводом текста и графики. Товарный знак Adobe Systems, Inc.

pound (lb). Фунт. Единица измерения массы, равная 16 унциям или 454 граммам.

power factor. Коэффициент мощности. Отношение активной мощности к реактивной.

power-on light. Индикатор питания. Световой индикатор на панели оператора, который горит, если в системном блоке присутствует постоянное напряжение питания.

power-on reset (POR). Сброс при включении. Последовательность клавиш, вызывающая перезапуск операционной системы (или другой программы) без отключения питания системы.

power-on self-test (POST). Процедура начального тестирования. Серия внутренних диагностических тестов, проводимых каждый раз при включении питания системы.

power requirement. Номинальная мощность. Фактическая мощность, потребляемая системой (в ваттах).

power source. Минимальная допустимая мощность. Минимальная мощность (выраженная в ВА) сети питания, достаточная для работы вычислительной системы.

PPA (physical point of attachment). Физическая точка подключения. Точка, в которой система подключается к физической линии связи.

PPA identifier. Идентификатор PPA. Идентификатор конкретного физического носителя, по которому осуществляется связь.

P(R). В X.25 - номер пакета в последовательности приема.

pragma. В языке Ada pragma содержит информацию для компилятора.

precedence. (1.) Приоритет. Система приоритетов для группировки различных типов операторов и их операндов. (2.) В языках программирования - порядок, определяющий последовательность выполнения операторов в выражении.

precision. (1.) Точность. Степень близости двух значений, при которой их еще можно различить. См. также single precision и double precision. (2.) Число различаемых вариантов. Например, трехзначным числом можно представить до тысячи возможных значений. (3.) В GL - число цифр, выводимых на экран или принтер. (4.) Число отрезков, применяемых для аппроксимации одного сегмента сплайна.

preconnected file. Предварительно подключенный файл. Устройство или файл, определенное во время установки, например, стандартные устройства ввода и вывода.

Predefined Connection Object Class. Класс объектов Predefined Connection. Указывает тип и расположение возможных соединений с устройством.

predefined convention. Предопределенное соглашение. В языке FORTRAN - подразумеваемый тип и длина элемента данных, определяемый на основании первой буквы имени этого элемента. Имена, начинающиеся с букв I - N, по умолчанию считаются именами целых переменных длины 4; имена, начинающиеся с букв A - H, O - Z, символов $ и _, по умолчанию считаются именами вещественных переменных длины 4.

predefined database. Предопределенная база данных. Содержит данные о конфигурации всех устройств, которые можно подключить к системе. См. также Device Configuration Database и Customized Database.

Predefined Devices Object Class. Класс объектов Predefined Devices. Этот класс предназначен для представления устройств любых типов, определяемых по классу, подклассу и типу. Это класс объектов содержит основную информацию об устройствах, например, имена методов для устройств и описание способа доступа к информации, содержащейся в других классах объектов.

predicate. Предикат. Термин булевской логики, обозначающий логическое выражение, которое определяет состояния некоторых переменных. Например, предикатом может быть выражение типа "Значение переменной А должно быть равно 3". Управляющее выражение, применяемое вместе с переменными условий, основано на предикате. Можно применять переменные условия для ожидания, пока некоторый предикат не станет истинным - например, для ожидания того, когда в очереди появится какой-либо элемент.

preferential CUG. Предпочтительная закрытая группа пользователей. В X.25 - закрытая группа пользователей по умолчанию.

prefix. Префикс. В языке Ada префикс представляет собой первую часть имени определенного вида. Префикс - это либо вызов функции, либо имя. См. также name.

preinstalled. Предварительно установленный. Предварительно установленное программное обеспечение - это программное обеспечение, установленное фирмой-производителем и готовое к работе.

premultiplication. Левостороннее произведение. В GL - левостороннее произведение матриц. При левостороннем умножении матрицы T на матрицу M результатом будет матрица TM.

preprocessor. (1.) Препроцессор. Функциональный блок, выполняющий предварительные вычисления или организационные действия. (2.) При эмуляции - программа, преобразующая данные из формата эмулируемой системы в формат эмулятора. (3.)Программа, которая ищет в исходной программе директивы препроцессора, выполняет их, а затем соответствующим образом изменяет исходную программу. (4.)Программа, которая изменяет и, возможно, оптимизирует исходные программы перед их передачей компилятору.

preprocessor statement. Директива препроцессора. В языке C это предложение, начинающееся с символа # (решетка) и содержащее инструкции для препроцессора.

prerequisite. Предварительно необходимое программное обеспечение. Программный продукт или обновление, которое должно быть установлено до установки другого программного продукта или обновления. При попытке установить программные продукты или обновления в системе, в которой не установлено предварительно необходимое для этих продуктов программное обеспечение, система выводит на экран сообщение с именами предварительно необходимых продуктов или обновлений. Ср. с dependent.

presentation address. Адрес представления. Уникальное имя, определяющее набор точек доступа службы представления. В более широком смысле это сетевой адрес службы OSI. См. также address.

Presentation Service Access Point (PSAP). Точка доступа службы представления. Адрес коммуникационного партнера OSI. Этот адрес указывает приложение на удаленном компьютере.

presentation space. Пространство представления. Массив данных и атрибутов, связанных с окном.

preservation installation. Установка с сохранением. Способ установки, применяемый в случае, когда в системе уже установлена предыдущая версия BOS и следует сохранить пользовательские данные в корневой группе томов. Однако при применении этого способа перезаписываются файловые системы /usr, /tmp, /var и /(корневая), так что все пользовательские данные в этих файловых системах теряются. По окончании установки с сохранением необходимо выполнить настройку системы.

Preventive Maintenance Package (PMP). Пакет профилактического обслуживания. Обновление уровня обслуживания вашей системы. В PMP входят обновления базовой операционной системы (BOS) и всех дополнительных программных продуктов, установленных в системе.

primary. Основной. Неделимый элемент данных. Например, одна константа, переменная или элемент массива.

Primary Enterprise Systems Connection Manager. Администратор соединения базовых систем предприятий. В множественных средах ESCM - источник команд ESCM.

primary expression. Основное выражение. Идентификатор, выражение в скобках, вызов функции, спецификация элемента массива, структуры или объединения.

primary group. Основная группа. Группа, связанная с создаваемыми вами файлами.

primary language. Основной язык. Основная локаль, которую применяется в системе для вывода информации на экран.

primary navigation article. Основной навигационный раздел. Часть программной документации, содержащая общие положения и находящаяся на самом верхнем уровне иерархии.

primary representation. Основное представление. Форма, в которой служба передает клиенту значение атрибута.

primary selected text. Основной выделенный текст. Выделенный участок текста, например, выделенный текст в текстовом поле, который можно передать функции. Также первый блок текста, указанный в функции или операторе. См. также primary selection.

primary selection. Основное выделение. В AIXwindows - выделенный текст в виджете. Значение основного выделения возвращается функцией XmTextGetSelection. См. также primary selected text.

primary slow poll. Основной медленный опрос. Способ опроса, применяемый на основных станциях связи для уменьшения числа нерезультативных операций опроса вспомогательных станций связи.

primary station. (1.) Основная станция. Для двухточечного канала - станция, первой получившая управление каналом. Для многоточечного канала - станция, управляющая связью. (2.) В высокоуровневом управлении передачей данных (HLDC) - часть станции данных, которая выполняет основные функции управления потоком данных, генерирует команды передачи и интерпретирует полученные ответы. (3.) В SNA это станция передачи данных SDLC, управляющая передачей данных. В каждом канале передачи данных может быть только одна основная станция. Все данные, передаваемые по каналу, передаются между основной и вспомогательной станциями.

prime file. Основной файл. В языке Pascal - файл, содержащий предварительно откомпилированные объявления во внутреннем формате представления таблиц компилятора Pascal. Эти файлы применяются для инициализации внутренних таблиц компилятора перед началом компиляции.

primitive. Примитив. Команда рисования, например, arc, line, circle, polygon или charstr. Эти команды называются примитивами, потому что их нельзя разделить на более мелкие составляющие и с их помощью формируются более сложные изображения. Примитивами называются также фигуры, созданные такими командами рисования.

Primitive. В Enhanced X-Windows класс Primitive предоставляет ресурсы и функции для низкоуровневых виджетов, которыми управляет класс manager. У виджетов класса Primitive не может быть обычных дочерних виджетов, но могут быть всплывающие дочерние виджеты.

primitive coordinates. Координаты примитива. Пространство, в котором определен примитив. Одна из точек в этом пространстве берется за начало отсчета, и примитив определяется относительно этой точки. Синоним понятия пространство примитива. См. также eye coordinates, screen coordinates и world coordinates.

primitive font. Примитивный шрифт. Шрифт, символы которого определены как примитивы. Как и все примитивы, символы такого шрифта можно масштабировать и поворачивать. См. также raster font и font.

primitive space. Пространство примитива. Синоним понятия primitive coordinates.

primitive widget. Примитивный виджет. В Enhanced X-Windows это виджет, который порождает потомков, относящихся к известному классу, причем внешние клиенты, могущие выполнять такие действия, в нем не предусмотрены. У примитивных виджетов отсутствуют общие методы управления расположением и размером. Примитивные виджеты, порождающие потомков, сами управляют всеми действиями, выполняемыми на более низких уровнях иерархии. См. также widget.

principal identifier. Идентификатор субъекта. Имя, однозначно определяющее субъект.

Print Manager. Администратор печати. В CDE - прикладная программа для работы с принтерами системы.

print queue. Очередь печати. Файл, содержащий список имен файлов, которые ожидают печати.

print server. Сервер печати. В CDE - хост, к которому подключен один или несколько принтеров, или процесс UNIX, управляющий этими принтерами.

printer. Принтер. Подключенное к системному блоку внешнее устройство, предназначенное для печати системного вывода на бумаге.

Printer control. Управляющий элемент Принтер. В CDE - управляющий элемент Передней панели, предназначенный для запуска приложения Принтер. Если перетащить файл мышью на это управляющий элемент, появится окно диалога, позволяющее отправить этот файл на принтер по умолчанию.

Printer Jobs. Задания принтера. В CDE - прикладная программа для просмотра информации о заданиях, отправленных на конкретный принтер.

printer session. Сеанс принтера. Режим работы программ 3270 Host Connection Program 2.1 и 1.3.3 (HCON) во время диалога с главным компьютером, эмулирующим принтер 3286/87.

printing device. Печатающее устройство. Любой принтер или другое устройство для печати, например, графопостроитель.

printout. Распечатка. Напечатанная на принтере информация.

priority. (1.) Приоритет. Уровень, присвоенный задаче и определяющий ее относительную важность при выделении системных ресурсов, в частности, ресурсов процессора. (2.) Степень относительной важности задания по сравнению с другими заданиями при распределении ресурсов. Важность или значимость процесса.

priority number. Номер приоритета. Число, указывающее относительный приоритет запросов к принтеру.

priority value. Значение приоритета. Число, присваиваемое планировщиком каждому процессу и отражающее его приоритет. Чем меньше значение приоритета процесса, тем выше приоритет.

privacy. Частный. Уровень защиты, который можно указать в защищенных сеансах связи RPC. На этом уровне защиты выполняется шифрование значений аргументов RPC.

private. Закрытый элемент класса в C++, доступный только для функций-членов этого класса и для дружественных классов.

private object. (1.) Закрытый объект. В XDS - объект OM, созданный в рабочей области с помощью функций управления объектами. (2.) В XOM - объект в неизвестном формате.

private part. Закрытая часть. Понятие языка Ada. См. package.

private type. Закрытый тип. В языке Ada - тип, структура и набор значений которого четко определены, но непосредственно не доступны программе, работающей с этим типом. Закрытый тип данных известен только по своим определителям (если они есть) и по набору допустимых операций. Закрытый тип и операции с ним определяются в видимой части пакета или в общей формальной части. Для закрытых типов, за исключением ограниченных, определяются также операции присваивания и сравнения.

privileged instructions. Привилегированные инструкции. Инструкции управления системой, которые могут выполняться только в режиме привилегированном режиме работы процессора. Привилегированные инструкции, как правило, работают с виртуальными машинами или с администратором памяти и обычно не используются прикладными программистами. См. также privileged state.

privileged state. Режим с привилегиями. Режим аппаратной защиты, в котором процессор может выполнять привилегированные инструкции. Ср. unprivileged state. См. также privileged instructions.

privileged user. Привилегированный пользователь. Пользователь с правами доступа root.

problem determination. Определение неполадок. Процесс выявления источника неполадки или ошибки. Часто в результате этого процесса источником неполадки оказываются программные ошибки, неисправность оборудования, ошибки средств связи или пользователей.

problem determination procedure. Процедура определения неполадок. Предварительно заданная последовательность действий, позволяющая устранить или обойти ситуацию, приведшую к возникновению неполадки.

Problem Management Record (PMR). Учетный номер неполадки. Номер обнаруженной неполадки, присвоенный ей центром поддержки.

problem state. (1.) Состояние неполадки. Одно из двух состояний виртуальной машины при работе в непривилегированном режиме работы процессора. Пользовательские приложения, как правило, выполняются именно в этом состоянии. (2.) Состояние, при котором процессор не может выполнять инструкции ввода-вывода и другие привилегированные инструкции.

procedure. (1.) Процедура. См. shell procedure. (2.) В языке программирования - блок с параметрами или без них, запускаемый при вызове процедуры. (3.) Описание действий по устранению неполадки. (4.) Набор связанных между собой управляющих операторов, в результате выполнения которого будет выполнена одна или несколько программ. (5.) Синоним понятия function. (6.) В языке Ada - см. subprogram.

procedure address. Адрес процедуры. Расположение конкретной программной процедуры в наборе инструментов AIXwindows.

process. (1.) Процесс. Последовательность действий, необходимых для достижения нужного результата. (2.) Часть системы, получающая ресурсы процессора, предназначенные для выполнения программы. (3.) Совокупность действий, запускаемая командой, программой оболочки или другим процессом. Программа в ходе выполнения называется процессом. (4.) В вычислительной системе - уникальная конечная последовательность событий, определенная по цели выполнения или по результату, достигаемому при данных условиях. (5.) Любая операция или набор операций с данными. (6.) В операционной системе - текущее состояние выполняемой программы. Включает образ памяти, данные программы, используемые переменные, значения общих регистров, состояние открытых файлов, с которыми работает программа, и текущий каталог. Программы, выполняемые в процессе, должны быть программами операционной системы или пользовательскими программами. См. также job.

process accounting. Учет процессов. Анализ использования ресурсов процессора, памяти и ввода-вывода каждым процессом.

process attribute value. Значение атрибута процесса. В программе управления рабочей схемой значения атрибутов процесса - это ИД пользователя, ИД группы и полное имя приложения.

process concurrency. Параллелизм процесса. Степень разветвления данного процесса на несколько управляемых нитей за все время его обработки.

process group. Группа процессов. Каждый процесс в системе входит в ту или иную группу процессов. Различным группам процессов соответствуют различные ИД групп процессов. Благодаря этому возможна генерация сигналов, относящихся к группам процессов. Вновь созданный процесс автоматически добавляется к группе, к которой принадлежит создавший его процесс.

process ID (PID). ИД процесса. Уникальный номер, присвоенный каждому выполняемому процессу.

process image. Образ процесса. См. new-process image.

process lock. Блокировка процесса. Средства блокировки позволяют вызывающему процессу заблокировать сегменты своего кода и/или данных в памяти и разблокировать их.

process pacing. См. pacing.

process table. Таблица процессов. Структура данных ядра, в которой хранится важная информация обо всех процессах в системе.

processing agent. Агент обработки. Нить на сервере приложений, обрабатывающая вызовы удаленных процедур, поступающие от клиентов.

processing unit. Процессор. Функциональный блок компьютера, выполняющий те или иные задачи по обработке данных.

processor affinity. Привязка нити к процессору. Степень вероятности того, что нить будет обрабатываться тем же самым процессором, на котором она выполнялась в последний раз.

product. Продукт. Программный продукт, состоящий из отдельно устанавливаемых программных пакетов.

product ID. ИД продукта. Целое число, обозначающее лицензионный программный продукт данного вендора; с помощью ИД продуктов сервер лицензий отличает друг от друга различные продукты одной фирмы.

product password. Пароль продукта. Зашифрованная строка с информацией о лицензиях на программный продукт. Существует два типа паролей продуктов: лицензионные пароли и сложные пароли.

profile. (1.) Профайл. Файл, содержащий специальные настройки системы или пользователя. (2.) Данные, описывающие важные характеристики пользователя, программы или устройства. (3.) В системе защиты - описание характеристик объекта с ограниченным доступом. (4.) Описание управляющих действий, разрешенных данному оператору сети. См. также customization profile и mapping.

program. (1.) Программа. Файл с набором инструкций, удовлетворяющих синтаксису того или иного языка программирования. (2.) Последовательность инструкций, предназначенная для обработки на компьютере. Обработка может включать в себя вызов ассемблера, компилятора, интерпретатора или транслятора для подготовки программы к запуску и собственно запуск. (3.) В языках программирования - логически скомпонованный набор взаимосвязанных модулей. В языке Ada программа состоит из нескольких блоков компиляции, один из которых - это подпрограмма, называемая основной программой. Выполнение программы - это выполнение основной программы, которая может вызывать подпрограммы, объявленные в других блоках компиляции данной программы. (4.) Программирование. Разработка, написание и отладка компьютерных программ.

program assertion. Оператор проверки. Математический оператор, применяемый для проверки правильности работы программы. В графической операционной системы для тестирования операторов проверки предусмотрена подпрограмма assert.

program counter. Счетчик команд. Регистр процессора, управляющий выполнением программы. Синоним понятия instruction address register.

program fault management (PFM). Управление обработкой ошибок программ. Подсистема NCS, с помощью которой пользователь может выполнить очистку при сбоях.

Program Initialization Parameters (PIP). Параметры инициализации программы. Данные, передаваемые в программу при ее запуске. Эти данные служат для определения действий программы или для настройки среды, в которой она выполняется.

program level. Уровень программы. Номер версии, выпуска, модификации и исправления программы. См. также fix number, modification number, release number, version, background и version number.

program stack. Стек программ. Синоним понятия invocation stack.

program temporary fix (PTF). Временное исправление программы. Временное исправление или способ обхода ошибки, обнаруженной в текущей версии лицензионной программы.

program text. Текст программы. Часть программы, которую можно выполнить. См. text.

program-text segment. Сегмент текста программы. Сегмент виртуальной памяти, содержащий исполняемые инструкции прикладной программы. Сегмент текста программы распознается по промаху при обращении к кэшу инструкций.

program unit. Блок программы. Основная программа или подпрограмма. В языке Ada блоки программы - это общие блоки, пакеты, подпрограммы и блоки задач. Синоним понятия module. См. также segment unit.

programmable character set (PCS). Программируемый набор символов. Геометрический текстовый шрифт. Синоним понятия позиционный текст. См. также geometric text.

programmable input/output operation. Программируемая операция ввода-вывода. Передача данных между процессором и устройством ввода-вывода или адресным пространством памяти в ходе выполнения инструкции ввода-вывода. В инструкции ввода-вывода указываются адрес управляющей схемы, выполняемая команда и расположение регистров процессора, в которые или из которых передаются данные.

programmable terminal. (1.) Рабочая станция пользователя, на которой можно выполнять вычислительные задачи. (2.) Рабочая станция, которую можно запрограммировать на выполнение определенных пользователем функций.

programmatic interface. Межпрограммный интерфейс. Приложение в AIXwindows, которое в среде с несколькими клиентами может взаимодействовать с другими приложениями. Клиенты взаимодействуют с администратором окон путем вызовов Xlib или библиотек, базирующихся на Xlib.

Programmers' Hierarchical Interactive Graphics System (PHIGS). Иерархическая интерактивная графическая система программирования. Стандарт ANSI и ISO. PHIGS определяет интерфейс программирования для интерактивных двух- и трехмерных графических приложений, работающих с сохраненными структурами данных.

PROM. Программируемая постоянная память, ППЗУ.

prompt. Приглашение. Символ или сообщение на экране, означающий запрос на ввод информации или команды оператора.

propagation time. Время распространения. Время, необходимое для передачи сигнала по линии связи от одной точки до другой.

property. (1.) Свойство. В Enhanced X-Windows - имя, тип, формат данных и сами данные для того или иного окна. С помощью свойств клиенты и администратор окон обмениваются такими данными, как команды изменения размера, имена программ и форматы значков. Свойства представляют собой общий механизм присвоения имен клиентов. Протокол не интерпретирует свойства. (2.) Открытая (т.е. доступная всем клиентам) информация, связанная с данным окном.

property list. Список свойств. В Enhanced X-Windows - список свойств, определенных для конкретного окна.

protected. Защищенный. Защищенный элемент класса в C++ доступен для функций-членов этого класса и дружественных классов, а также для функций-членов классов, порожденных этим классом, и дружественных классов этих классов.

protected field. Поле, защищенное от ввода. Поле на экране, в котором пользователь не может вводить, изменять или удалять данные.

protection. Защита. Комплекс аппаратных средств, программ и мер по ограничению доступа к вычислительной системе или ее части.

protection level. Уровень защиты. Степень защиты средств связи в сети.

protocol. (1.) Протокол. В SNA и SNA Server - правила, определяющие интерпретацию и порядок следования запросов и ответов. Применяются для управления сетью, передачи данных и синхронизации состояний компонентов сети. (2.) Набор семантических и синтаксических правил, определяющих работу функциональных блоков при установлении и поддержании соединения. (3.) Механизм взаимного согласования при установлении связи между клиентами для выполнения определенных действий.

protocol boundaries. Границы протокола. Набор глагольных команд SNA, поддерживаемых SNA Server LU6.2.

protocol family. Семейство протоколов. Набор взаимосвязанных протоколов связи: например, IP. Во всех протоколах семейства для определения конечных систем применяется общая система адресации. Синоним понятия семейство адресов. См. также socket address.

protocol port. Порт протокола. Уникальный идентификатор хоста, с помощью которого транспортные протоколы задают целевое расположение в рамках хоста.

prototype file. Файл прототипа. Первый файл в новой файловой системе, содержащий маркеры. В набор маркеров входят имя программы начальной загрузки, размер созданной файловой системы и спецификации корневого файла.

proxy object. Объект proxy. В DSOM - объект SOM, расположенный в адресном пространстве клиента и представляющий удаленный объект. Интерфейс объекта proxy идентичен интерфейсу удаленного объекта, но каждый метод, вызываемый объектом proxy, переопределяется управляющим методом, который пересылает запрос удаленному объекту. В DSOM объект proxy создается клиентом динамически и автоматически, когда удаленный метод возвращает указатель на удаленный объект. См. также object reference.

pruning. Обрезание. В GL - запрет прорисовки частей объекта, не поместившихся в ограничивающую рамку. См. также culling.

P(S). В X.25 - номер пакета в последовательности передачи.

PSAP. См. Presentation Service Access Point.

PSDN (packet-switching data network) . Сеть с коммутацией пакетов. PSDN представляет собой несколько взаимодействующих коммутируемых узлов и позволяет подписчикам обмениваться данными с помощью стандартных протоколов и технологии коммутации пакетов. В такой сети сообщения разбиваются на пакеты и передаются по общим каналам. Одна физическая линия, проложенная в учреждение, может поддерживать одновременно несколько соединений.

pseudo device. Псевдоустройство. Программное устройство, например, pty.

Pseudo-PostScript. Язык описания страниц, сходный с PostScript и применяемый для управления выводом текста и графики.

pseudo terminal (PTY). Псевдотерминал. Особый файл в каталоге /dev, который выступает в роли клавиатуры и экрана для программ, использующих технологию Berkeley Line Discipline. Псевдотерминал состоит из пары символьных устройств, называемых "главным" (master) и "подчиненным" (slave). Подчиненное устройство (/dev/pts) управляется другим процессом через главное устройство (/dev/ptc) псевдотерминала.

pseudocolor. В Enhanced X-Windows - (1.) В Enchanced X-Windows - псевдоцвет. Класс цветовой карты, в котором значение пиксела служит индексом записи цветовой карты для получения независимых значений красного, зеленого и синего. Следовательно, цветовая карта выглядит массивом троек (значений RGB). Эти значения можно динамически изменять. Такой класс несовместим с классом непосредственного представления цветов. (2.) Значение PseudoColor.

PSN. См. public switched network.

PSTN. См. public switched telephone network.

PTF. См. program temporary fix.

PTN. См. public telephone network.

PTT. Почтовая, телеграфная и телефонная связь.

PTY. См. pseudo terminal.

PU. См. physical unit.

public. Открытый. Открытый элемент класса в C++ доступен для любых функций.

public data network (PDN). Общая сеть передачи данных. Сеть телекоммуникационной компании, предоставляющая службы передачи данных по коммутируемым или некоммутируемым линиям.

public directory. Открытый каталог. В BNU - каталог (/var/spool/uucppublic), открытый для всех пользователей BNU. Открытый каталог применяется для передачи файлов и программ между системами, соединенными с помощью BNU или других программ копирования UNIX-UNIX (UUCP).

public node. Общий узел. Любой узел, на котором не запущены компоненты или серверы слежения. Например, клиентские приложения выполняются на общих узлах.

public switched network (PSN). Общая коммутируемая сеть. Служба связи, с помощью которой пользователи могут соединяться между собой путем набора специальных служебных номеров.

public switched telephone network (PSTN). Общая коммутируемая телефонная сеть. Сеть телекоммуникационной компании, предоставляющая службы голосовой связи и передачи данных по коммутируемым линиям.

public telephone network (PTN). Общая телефонная сеть. Сеть телекоммуникационной компании, предоставляющая службы голосовой связи и передачи данных по коммутируемым или некоммутируемым линиям.

puck. Шайба. Устройство для выбора конкретной области на планшете.

pull installation. Установка по запросу. В среде Управления сетевой установкой - установка по запросу из целевой системы.

pulldown. Выпадающий. Способ, которым виджет MenuPane реализует "выпадающие" или "раскрывающиеся" меню виджета MenuBar при определенных действиях пользователя (как правило, это щелчок мыши).

pulldown menu. Выпадающее меню. Тип виджета MenuPane, который показывает "выпадающие" или "раскрывающиеся" меню виджета MenuBar при определенных действиях пользователя (как правило, это щелчок мыши).

pure virtual function. Полностью виртуальная функция. Виртуальная функция, объявленная полностью виртуальной путем замены определения функции на '=0;'.

purported name. Подразумеваемое имя. Конструкция, синтаксически являющаяся именем, но еще не представленная, как допустимое имя.

push. Термин, означающий, что модуль помещен в поток сразу после заголовка потока.

push button. Кнопка. Прямоугольник со скругленными углами и текстом внутри. Эти кнопки применяются в окнах диалогов для запуска действий, которые выполняются немедленно после нажатия кнопки.

push installation. Установка методом целевой рассылки. В среде Управления сетевой установкой - установка, инициируемая системой, отличной от той, на которой выполняется установка.

push permissions. Права на удаленное выполнение. Права доступа, разрешающие удаленное выполнение команд.

pushable module. Модуль, расположенный между заголовком потока и драйвером. Сам драйвер не обладает таким свойством, а в заголовок потока входит модуль, не являющийся модулем типа pushable.

PUT. Лента обновления программы.

PUT 2.0 или PUT 2.1. В SNA периферийный узел с ограниченными возможностями адресации и управления маршрутизацией. Узел PUT 2.0 выполняет преобразование локальных адресов в сетевые в зависимости от узлов подобласти (PUT 4 и PUT 5). PUT 2.0 не поддерживает полный объем возможностей LU6.2; PUT 2.1 поддерживает LU6.2 в полном объеме. SNA Server работает только как периферийный узел PUT 2.0 или PUT 2.1.

PUT 4 или PUT 5. Узел подобласти, обеспечивающий сетевую адресацию и передающий подобласти поток управляющих данных (подобласть - это узел и подключенные к нему периферийные узлы). В PUT 4 отсутствует компонент SSCP; в PUT 5 он есть. SNA Server не может выполнять функции узла подобласти PUT 4 или PUT 5.

PVC. См. permanent virtual circuit.


[ Страница назад | Страница вперед | Содержание | Домой| Юридическая информация | Найти ]